Примечания книги: Аз есмь царь. История самозванства в России - читать онлайн, бесплатно. Автор: Клаудио Ингерфлом

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Аз есмь царь. История самозванства в России

Слова «самодержец» и «самозванец» схожи по звучанию, но объединяет их нечто большее. Политическая культура в царской России была устроена так, что законных правителей часто подозревали в узурпации власти, а самозванцы находили поддержку в народной среде. С начала XVII века сотни людей объявляли себя царями и царевичами, а один из них официально взошел на престол. Самозванчество пустило корни во все сферы социальной и культурной жизни: многочисленные авантюристы выдавали себя за князей, священников, ученых и судей, а после 1917 года – за революционеров, за «настоящего» Ленина, за сыновей Сталина… Почему самозванцев было так много и какую правду выражала их народная легитимность? Клаудио Ингерфлом впервые реконструирует историю этого феномена от царских времен до наших дней, объясняя, как самозванчество стало политической нормой в России, и показывая, как его элементы проявляются в современных нам реалиях. Клаудио Сержио Ингерфлом – директор Центра по изучению славянского мира Университета Сан-Мартин Буэнос-Айреса, автор многочисленных работ по истории России.Le Tsar, c’est moi Claudio Sergio Ingerflom

Перейти к чтению книги Читать книгу « Аз есмь царь. История самозванства в России »

Примечания

1

В источниках XI–XVII веков это слово употребляется в нескольких близких друг другу значениях: 1) сделанный по своей воле, по собственному выбору. Подобный образ действия может оцениваться со знаком плюс: княгиню Ольгу называют «самозваной» потому, что она по собственному почину решила принять крещение. Можно также по своей воле стать мучеником; 2) пришедший без приглашения; 3) сам себя называющий (определенным образом).

2

Слово «самозванец» фигурирует в названиях многих опубликованных источников, однако оно было внесено туда задним числом издателями. Близкое по смыслу к «самозванцу» прилагательное «самонареченный» встречается (применительно к Лжедмитрию) в Чине венчания на царство Василия Шуйского.

3

«Временник» Тимофеева писался в течение нескольких лет. Та часть текста, где фигурирует слово «самозваных», появилась, вероятно, после 1606 г. Второй раз это слово встречается в главе, написанной во время шведской оккупации Новгорода, не раньше августа 1611 г. и не позднее января 1617 г.

4

По мнению Владимира Топорова и Вячеслава Иванова, повторение однокоренных слов, входящих в одну синтагму, отчасти сближает древнерусские юридические документы с фольклорными текстами; равным образом и фрагменты текстов древнерусского права, в которых лейтмотивом звучит некое ключевое слово, определяющее их тему, следует сближать с произведениями фольклора, в первую очередь с заговорами.

5

Две ремарки относительно этого обручения. В рассматриваемую эпоху венчание царя с Россией не стало предметом специальных исследований, как это было во Франции с вопросом о коронации/браке короля. Одна из причин этого – отсутствие в тогдашней России правоведов. Другая заключается в полисемии слова «венчание», означающего в том числе и собственно обручение (во время бракосочетания по православному обряду на голову невесты возлагают венок), отчего объяснения выглядели бы здесь излишними. Подобно своим предшественникам, Петр провозглашает, что Бог вручил (даровал, доверил) ему Россию, вручив ей его (обвенчав его с ней): как видим, в обоих случаях используется тот же глагол.

6

Перекресток (место пересечения дорог; крест, вызывающий ассоциации со словом «перекрестить», «повторно крестить») также считался владением Нечистого, где занимались наведением порчи и предавали земле тела самоубийц и неопознанные трупы. Когда Раскольников в «Преступлении и наказании» сознается Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы и спрашивает, что ему делать, Соня говорит, чтобы он шел на перекресток, поклонился народу, поцеловал землю, а потом, поклонившись на все четыре стороны, во всеуслышание объявил о своем преступлении; только тогда Бог вернет его к жизни.

7

«Да в нашем же православии тяжутся нецыи же непрямо, тяжутся и поклепав крест целуют или образы святых и на поле бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят: кудесы бьют и во аристотелевы врата, и в рафли смотрят и по звездам и по планитам глядают и смотрят дней и часов. И теми дьявольскими действы мир прельщают и от Бога отлучают, и на те чарования надеяся поклепца и ябедник не мирится и крест целует и на поле бьются и, поклепав, убивают» (Стоглав); «Да друга своего ябедника вывес, которой моея головы там искал научением сатаны» (Житие протопопа Аввакума). Известная пословица гласит: «Бог любит праведника, а господин (или: а судья, черт) ябедника».

8

Существуют, впрочем, и другие версии. На одном научно-популярном ресурсе можно прочитать, что в 1959 году Комиссия партийного контроля ЦК по итогам расследования пришла к выводу, что самозванкой Попова не была. Дочь Поповой тоже относит разбирательство к 1959 году.

9

Некий И. Сабуров, пензенский помещик, в письме в Петербург от 4 апреля 1861 года, адресованном А. Сабурову, характеризует как «дикое остервенение» недовольство крестьян условиями освобождения от крепостного права и несколько далее повторяет: «Народ дикий».

Вернуться к просмотру книги Вернуться к просмотру книги