Примечания книги: Когда воскреснет Россия? - читать онлайн, бесплатно. Автор: Василий Белов

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Когда воскреснет Россия?

Классик российской литературы Василий Иванович Белов (1932–2012), как истинно русский писатель, всегда остро откликался на события, происходящие в стране. Свое отношение к тому, что случилось в нашем обществе после перестройки, он высказал в публицистике. Хлесткая и горькая, она пронизана болью за судьбу разграбленной и истерзанной Родины, погибшей русской деревни, раздробленного русского народа, который лишили национальной и духовной цельности и самобытности. Предостерегая от опасности иллюзорной надежды на «перерождение» власти, Белов верил в возрождение нашего государства, в то, что русский народ наконец проснется от своей спячки. Читая публицистику писателя, интервью и беседы с ним, понимаешь, насколько актуально и прозорливо его слово, с течением времени не только не теряя своей силы, а становясь все более значимым для национального самосознания.

Перейти к чтению книги Читать книгу « Когда воскреснет Россия? »

Примечания

1

Мужественные попытки такого осмысления делает в своих работах К. Г. Мяло. Нынешние года она называет завершением т. н. «Петровского периода», увенчавшегося нашим государственным поражением («Москва», № 11, 96 г.).

2

Еще одна аббревиатура, немыслимая ни в первую Отечественную, ни во вторую. Комитеты солдатских матерей наводят на многие мысли.

3

«…Технологи холодной войны сумели, используя достижения психологии XX века… побудить страну в лице ее общественного мнения к прямой самосатанизации, к восприятию себя как олицетворения всемирного зла («империя зла»)…» — пишет К. Г. Мяло. Она называет подобное действие «побуждением к самоубийству», если говорить о «межчеловеческих отношениях», и добавляет, что не видит «причины называть подобные действия в отношениях между странами иначе».

4

Слово образовано по тому же способу, что и «со-гласие», «со-труд-ник», «со-глядатайство», «со-размерность» и т. д. Какая весть, чья весть подразумевается, догадаться не столь трудно. — Примеч. авт.

5

Не уверен в том, какое тело, белое или какое-то иное, потому что цитирую по памяти. Мы учили стишок наизусть в третьем классе. Дело было еще до войны.

6

К. Г. Мяло, касаясь т. н. «холодной войны», пишет: «Признание правоты Запада в этой войне означает вовсе не отказ от коммунизма, а признание неправоты всего русского исторического замысла о мире и о себе, всего своего, начиная с Александра Невского…»

7

Имеется в виду св. Игнатий. — Примеч. авт.

8

Известный теперь далеко за пределами костромских мест художник Ефим Честняков, на практике осуществлявший принцип естественного художественного воспитания, лепил вместе с детьми целые сказочные города, писал для детей сказки, устроил в овине детский театр. К сожалению, лепные «города» Честнякова не сохранились.

9

Кажется, К. Юон на вопрос, какого цвета бывает снег, ответил: «Только не белый».

10

По глубокому убеждению автора, спорт и физкультура не могут компенсировать недостатки, связанные с односторонностью чисто интеллектуальной деятельности.

11

Особенно заметно своеобразие псковской архитектуры в сравнении с готикой.

12

Русский философ-идеалист П. Флоренский в незавершенной статье «Иконостас» говорит об иконной доске как о церковной стене. Многослойная и тщательная обработка этой «стены», по мысли П. Флоренского, входит в общий процесс создания художественного образа.

13

Вологодский реставратор и искусствовед Н.И. Федышин научно доказал, что собор был расписан не в два лета, как считалось, а в одно.

14

Весьма возможно, что музыкальный дар передается по наследству, но передается ли писательский?

Сомнительно, хотя общественная практика и пытается это доказать.

15

Музыкальная терминология, по-видимому, самая богатая, с успехом может быть использована для разговора о любом другом виде искусства. Своеобразие национальной культуры вполне можно сравнить со своеобразием звучания того или иного музыкального инструмента. Даже у родственных, например, духовых инструментов (труба, гобой, флейта, рожок) одна и та же мелодия звучит, как известно, по-разному. Продолжая аналогию, мировую культуру можно сравнить с грандиозным, прекрасно звучащим оркестром.

16

По глубокому убеждению автора, в наше время сформировался «полупроводниковый» характер культуры, когда радио, телевидение, кино, концерты вырабатывают потребительское отношение к культуре, а сама культура напоминает улицу с односторонним движением. Люди разделены на две части: одни на сцене поют и пляшут (создатели), другие внизу смотрят и слушают (потребители). Художественная самодеятельность, в которой бы участвовали все без исключения, в клубных условиях невозможна. Хотя бы по той причине, что любая эстрада, любая сцена подразумевает наличие зрителя, так сказать, потребителя. В этом принципиальная разница между художественной самодеятельностью и такими явлениями, как старинная свадьба или нынешняя горка на Усть-Цильме, в которых участвуют все и где нет разделения на артистов и зрителей.

Вернуться к просмотру книги Вернуться к просмотру книги

Автор книги - Василий Белов

Василий Белов - биография автора

Белов Василий Иванович - Родился в Вологодской области. Семилетнюю школу Белов закончил в деревне Тимониха, продолжил учебу в ФЗО в городе Соколе. Трудовую деятельность молодой человек начал в качестве плотника, затем стал мотористом, дизелистом.

Отслужив в армии, в конце 50-х годов Белов начинает работать в областной Вологодской газете. В1956 году он впервые выступает как поэт в журнале "Звезда". В том же году вступает в члены КПСС. Несомненная талантливость юноши приводит его в Литературный институт им. М.Горького, где он учится с 1959 по 1964 год.

В...

Василий Белов биография автора Биография автора - Василий Белов