Легенды и мифы Невского проспекта - читать онлайн книгу. Автор: Наум Синдаловский cтр.№ 36

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Легенды и мифы Невского проспекта | Автор книги - Наум Синдаловский

Cтраница 36
читать онлайн книги бесплатно

В непосредственной близости к восточному крылу Казанского собора Невский проспект пересекается с каналом Грибоедова. Руслом канала, проложенного в XVIII веке в центре Петербурга, стал проток, известный на старинных картах как Глухая, или Черная, речка. Она была такой извилистой и эфемерной, то исчезая в болоте, то вновь появляясь на поверхности, что в Петербурге середины XVIII века ее название чаще всего произносилось во множественном числе – Кривуши. Вскоре болото, из которого она вытекала, осушили, а саму Глухую речку соединили с Мойкой и на участке от Конюшенной площади до Невского проспекта, насколько это было возможно, выпрямили. С 1767 года река стала называться каналом, которому дали официальное имя – Екатерининский. Впрочем, в народе вот уже более двухсот лет его называют «Канавой», «Екатерининской канавой» или «Катькиной канавой». К этим микротопонимам добавилось современное жаргонное название «Климат». Так на молодежном сленге называют набережную канала у станции метро «Канал Грибоедова».

В 1923 году каналу присвоили имя писателя Грибоедова. Именно так. Вероятно, для большей убедительности. В то время поговаривали о некоем революционере Грибоедове, павшем в боях за светлое будущее всего человечества, за что якобы и обессмертили его имя в городской топонимике. Бытует в Петербурге еще одна легенда. Будто канал назван в честь однофамильца писателя Александра Сергеевича Грибоедова – Константина Грибоедова, много сделавшего не только для благоустройства Екатерининского канала, но и для реконструкции инженерных сооружений всего города. Надо сказать, эта легенда родилась не без серьезных оснований. В начале XX века Константин Дмитриевич Грибоедов был хорошо известным, авторитетным специалистом в сфере канализации, «активным борцом за чистоту и здоровье города». Он служил главным инженером управления Императорского кабинета, был автором проектов очистных сооружений в Петербурге, Царском Селе и во многих других городах России. В научных кругах известны его работы о канализации. Так что уточнение профессиональной принадлежности автора «Горя от ума» рядом с топонимом «Канал Грибоедова» в то время могло оказаться вовсе не лишним. К имени военного инженера Константина Дмитриевича Грибоедова мы еще вернемся в третьей части этой книги.

Кроме так называемого «трехколенного» Театрального моста, который в равной степени принадлежит как Екатерининскому каналу, так и реке Мойке, через Екатерининский канал переброшено еще 20 мостов. Среди них особой известностью пользуются два однотипных пешеходных, так называемых, подвесных мостика, известных в народе как «Мосты на ниточках». Один из них – Львиный, – украшен скульптурами четырех попарно сидящих на береговых устоях моста львов. Другой мост – Банковский, или «Мост с грифонами». Он ведет к воротам Университета экономики и финансов, в прошлом Ассигнационного банка. До революции в подвалах Ассигнационного банка хранились запасы драгоценного металла. В греческой мифологии эти чудовищные птицы, или «собаки Зевса», как их иногда называют, являются хранителями золота в стране гипербореев, то есть на крайнем севере, «за Бореем». Может быть, поэтому изображениями грифонов решили украсить невскую набережную перед Академией художеств в Северной столице и Банковский мост через Екатерининский канал. После революции грифоны со спуска у Академии художеств бесследно исчезли. По времени это странным образом совпало с исчезновением в Сибири золотого запаса России, хранившегося в подвалах Ассигнационного банка и вывезенного Колчаком. Только в 1959 году грифоны Академии художеств были вновь отлиты и установлены на своем историческом месте.

Золото в подвалах бывшего Ассигнационного банка уже давно не хранится, но легенда о «хранителях золота» до сих пор бытует среди обывателей. Согласно ей, у грифонов Банковского моста надо просто попросить удачи в бизнесе. А если встать посередине моста между двумя стражами кладов, раскинуть руки и одновременно прикоснуться к обоим, то можно и обогатиться. Есть своя легенда и у Львиного моста. Во времена, когда об ультразвуковой диагностике беременности даже слыхом не слыхивали, Львиный мост пользовался особой популярностью у будущих мам. Они утверждали, что, находясь на мосту, можно узнать пол ожидаемого ребенка. Надо только набраться терпения и подождать, пока на мосту не появится человек. Если первым на мост зайдет мужчина, родится мальчик, если женщина, то на свет обязательно появится девочка.

Оба моста построены в 1825–1826 годах по проекту архитекторов Треттера и Христиановича. И львы, и грифоны, исполненные по моделям скульптора П.П. Соколова, выполняют чисто декоративную функцию. Они как бы удерживают в своих пастях тросы, на которых держится мостовой настил.

В 1716 году в створе только что проложенного Невского проспекта был перекинут деревянный мостик через проток, ставший впоследствии Екатерининским каналом. В 1765–1766 годах под руководством военных инженеров В.И. Назимова и отца полководца М.И. Кутузова инженера И.М. Голенищева-Кутузова на его месте был построен однопролетный арочный каменный мост. Мост назвали Рождественским по церкви Рождества Богородицы, что стояла на месте ныне существующего Казанского собора.

В 1805–1806 годах, при строительстве Казанского собора, мост был перестроен по проекту архитектора Луиджи Руски. Он был расширен до современных размеров, уменьшена крутизна моста, перила заменены гранитными парапетами, убраны лестничные спуски к воде. По Казанскому собору мост назвали Казанским.

Мост образует единое целое с Казанской площадью перед одноименным собором. С 1923 по 1944 год и площадь, и мост носили имя теоретика и пропагандиста марксизма, видного деятеля российского и международного социалистического движения, одного из основателей РСДРП Георгия Валентиновича Плеханова.

Казанский мост является третьим по ширине в Санкт-Петербурге, после Синего моста через Мойку и Аптекарского через Карповку. Ширина моста составляет 53 метра. Кроме того, он самый низкий в Санкт-Петербурге, под ним запрещен проход судов.


На правом берегу канала Грибоедова находится хорошо известный в литературных и читательских кругах Петербурга дом № 9, расположенный на углу канала и короткого Чебоксарского переулка. В свое время этот дом относился к комплексу зданий Придворного конюшенного ведомства, возведенного в 1838–1851 годах по проекту архитектора Конюшенного ведомства А.И. Буржуа. С конца XIX века и вплоть до революции в доме жили музыканты Певческой капеллы, а после 1917 года он был передан ленинградским писателям. В 1934 году писательский кооператив надстраивает над этим домом два дополнительных этажа по проекту инженера-строителя Б.С. Черняка. В дом вселяются многие известные ленинградские писатели: Ольга Форш, Михаил Зощенко, Эммануил Казакевич, Вениамин Каверин, Евгений Шварц, Леонид Борисов, Вячеслав Шишков, Михаил Казаков, Вера Кетлинская, Николай Заболоцкий, Всеволод Рождественский и другие деятели советской литературы. В Ленинграде этот писательский дом был широко известен как «Писательская надстройка», «Надстройка горя от ума» или «Недоскреб». Первоначально высота дома предполагалась большей, чем удалось реализовать, не хватило финансовых возможностей.

В настоящее время дом № 9 петербургским писателям уже не принадлежит. В нем располагаются городские учреждения культуры и образования. Однако память о тех временах сохраняется благодаря открытому в одном из флигелей, где жил Михаил Михайлович Зощенко, мемориальному Музею-квартире писателя.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию