Перерастая бога. Пособие для начинающих - читать онлайн книгу. Автор: Ричард Докинз cтр.№ 17

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Перерастая бога. Пособие для начинающих | Автор книги - Ричард Докинз

Cтраница 17
читать онлайн книги бесплатно

А почему Иеффай вообще сражался с аммонитянами и с какой стати Бог должен был помогать ему с победой? В Ветхом Завете полным-полно кровавых битв. И всякий раз, когда победу одерживают израильтяне, это ставится в заслугу их кровожадному воинственному богу. Книги Иисуса Навина и Судей посвящены главным образом военной кампании, которую народ Израиля, освобожденный Моисеем из египетского плена, вел, чтобы завладеть Землей обетованной. Под этим выражением подразумевается Израиль, «земля, где течет молоко и мед» [22]. Бог помог евреям захватить ее и истребить несчастные народности, уже жившие там. В данном случае Божьи приказы были отнюдь не иносказательными, а ужасающе четкими:

Когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогони́те от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите; и возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение… (Числа 33:51–3)

«Ибо Я вам даю землю сию во владение…» Как-как, простите? Это что, подходящая причина, чтобы начинать войну? Во время Второй мировой войны Адольф Гитлер оправдывал свое нападение на Польшу, Россию и другие расположенные к Востоку страны тем, что германская раса господ нуждается в Lebensraum, «жизненном пространстве». И Бог подстрекал свой «избранный народ» добывать войной в точности то же самое. Он был достаточно добр, чтобы провести различие между теми племенами, которые просто встречались на пути в Землю обетованную, и теми, что непосредственно там жили. Первым предлагался мир. Если они соглашались, то отделывались относительно легко. В худшем случае убивали только мужчин, а женщин забирали в рабство.

Однако куда менее мягкое обращение ожидало невезучие народы, населявшие тогда обещанное Богом своему избранному племени Lebensraum:

А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой… (Второзаконие 20:16)

Бог слов на ветер не бросал, и его беспощадные пожелания исполнялись буквально. И не только при завоевании Земли Обетованной, а на протяжении всего Ветхого Завета:

Теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1 Царств 15:2)

Бог приказывал убивать даже детей. Особенно мальчиков. Девочек имело смысл оставлять в живых, чтобы… ладно, читайте сами и используйте свое воображение (много его вам не понадобится).

Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя… (Числа 31:17–18)

В наши дни такое называют этническими чистками и насилием над детьми.

Эти и многочисленные им подобные выдержки из Библии ставят богословов в затруднительное положение и дают им повод быть признательными современной археологии и гуманитарным наукам, не находящим никаких подтверждений истинности ветхозаветных историй. Теологи отмахиваются от многих таких ужастиков, выставляя их символическими мифами — не столько историческими фактами, сколько назидательными притчами вроде басен Эзопа. Ладно, допустим, хотя стоило бы поинтересоваться, какую такую благопристойную мораль можно выискать в любом, практически какой ни возьми, из этих жутких рассказов о свирепой жажде крови, о борьбе за Lebensraum, об уничтожении целых народов в ходе этнических чисток и об отношении к женщинам и девочкам как к мужской собственности, о насилии над ними и обращении в сексуальное рабство.

Современные христианские богословы иногда полностью открещиваются от Ветхого Завета. Они с облегчением указывают на Новый, где Иисус производит куда более приятное впечатление по сравнению со своим ужасным небесным отцом. Для самого же Иисуса контраст был не столь очевиден. В Евангелии от Иоанна он говорит: «Я и Отец — одно» [23], «Я в Отце и Отец во Мне» [24], а также «видевший Меня видел Отца» [25]. Как бы там ни было, евангельский персонаж Иисус действительно сказал кое-что симпатичное. Нагорная проповедь из книги Матфея показывает Иисуса хорошим человеком, сильно опередившим свое время. Ну или если правы те немногие исследователи, которые думают, что его не существовало, то вымышленный герой по имени Иисус — персонаж положительный. Однако сколь бы прекрасными ни были чувства, изложенные в Нагорной проповеди, основная доктрина христианства в том виде, в каком ее преподносил главный создатель этой религии апостол Павел, представляет собой нечто совершенно иное.

Христианство святого Павла, исповедуемое подавляющим большинством современных христиан, считает каждого человека — меня, вас и всех, кто когда-либо жил или будет жить, — «рожденным во грехе». Как мы видели в главе 2, «непорочное зачатие» Девы Марии свидетельствует о ее почти что уникальной незапятнанности позором греховного рождения. Апостол Павел был помешан на грехе. Читая его, можно подумать, что грехи одного-единственного биологического вида, живущего на небольшой планете, занимают Бога больше, чем созданная им огромная расширяющаяся Вселенная. Как и другие ранние христиане, Павел считал, что все мы унаследовали грех Адама — первого человека, соблазненного Евой, первой женщиной, после того как ту, в свою очередь, соблазнила говорящая змея. В главе 3 мы видели, что их грех состоял в поедании плода, прикасаться к которому Бог им категорически запретил. Принято думать, будто этот грех — столь страшный, что Богу пришлось выгнать Адама с Евой из Эдемского сада и обречь их потомков на жизнь в изнурительном труде и страданиях, — унаследован всеми нами. По мнению святого Августина, одного из наиболее чтимых христианских теологов, «первородный грех» передается от Адама по мужской линии через сперму — жидкость, содержащую сперматозоиды.

Даже едва появившийся на свет младенец — слишком маленький, чтобы вообще что-либо делать, тем более что-то нехорошее, — рождается с тяжким Грехом, обременяющим его крохотные плечики. Судя по всему, Павел и его последователи-христиане считали, что Грех (с заглавной буквы) — это своего рода роковой признак, темное родимое пятно, а не просто дурные поступки, совершаемые время от времени отдельными людьми. Для нас, рожденных во грехе, нет другого способа избежать осуждения на вечные муки в адском пламени, кроме как принять крещение и быть «искупленными» жертвенной смертью Иисуса. Гибель Иисуса была жертвой наподобие сжигавшихся ветхозаветных приношений: ее целью было умилостивить Бога и вымолить у него прощение человеческих грехов — в первую очередь «первородного греха», совершенного Адамом в Эдемском саду.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию