Завоевания в Центральной и Южной Америке XV—XIX веков. Под властью испанской короны - читать онлайн книгу. Автор: Джон Перри cтр.№ 72

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Завоевания в Центральной и Южной Америке XV—XIX веков. Под властью испанской короны | Автор книги - Джон Перри

Cтраница 72
читать онлайн книги бесплатно

В течение тех лет, когда Хокинс торговал [77] в Карибском бассейне, Менендес де Авилес – генерал-капитан и губернатор Кубы и adelantado Флориды – работал над планом реорганизации защиты Carrera. Его предложения включали обеспечение сильного сопровождения всем трансатлантическим караванам, постоянное морское патрулирование вод между Азорскими островами и побережьем Андалусии; создание armadillas – парусных эскадр, базирующихся в Вест-Индии, которые должны были выявлять пиратов и нападать на них при их появлении в этом регионе, а также круглогодично патрулировать главные торговые пути; укрепление всех главных гаваней и расквартирование в них регулярных гарнизонов. Самыми значимыми гаванями были Картахена, охранявшая восточные подступы к перешейку, Санто-Доминго – административная столица островов и город значительных размеров, Сантьяго-де-Куба, Сан-Хуан-дель-Пуэрто-Рико и стратегически самый важный из всех порт – Гавана. Гавана должна была стать безопасным местом сбора караванов судов, направлявшихся на родину. Для завершения обороны и контроля Флоридского пролива необходимо было построить еще одну укрепленную базу напротив Гаваны на берегу Флориды. Менендес сделал это предложение, предвидя попытки французов занять этот регион; реально существующее здесь поселение под руководством Рене де Лодоньера, естественно, прибавило веса его аргументам. Все эти диспозиции в Вест-Индии были частью общего плана, который включал в качестве долгосрочной меры предотвращения угрозы со стороны карибских каперов создание испанской морской базы на островах Силли (близ Корнуолла) – смелое и блестящее предвосхищение стратегических идей XVIII века.

Предложения Менендеса были приняты Филиппом II и Советом по делам Индий и отчасти претворены в жизнь. Гавана стала почти неприступной крепостью, надежно защищавшей от вражеских нападений почти двести лет, с верфями, где можно было не только ремонтировать, но и строить корабли средних размеров из местной древесины. Работы, соответственно, оплачивались субсидиями из казны Новой Испании. Картахена была укреплена. Французское поселение во Флориде (на месте современного Джексонвилла) было в 1565 году уничтожено, а на его месте была построена испанская крепость. С другой стороны, Санто-Доминго и Сантьяго хотя и были гораздо более значимыми в качестве местных центров проживания населения, получили сравнительно небольшие дополнительные укрепления, достаточные, чтобы выдержать обычные налеты, но не для того, чтобы противостоять нападению организованных флотилий. Аналогичным образом действуя против корсаров в Карибском бассейне, Менендес и его преемники были вынуждены из-за войны и недостаточного финансирования сосредоточиться на непосредственной проблеме проведения флотилий через Атлантику и отложить на потом второстепенную задачу круглогодичной защиты местных перевозок. Не было сделано ни одной попытки разместить на постоянной основе в Карибском море эскадру, и лишь в 1582 году через Атлантику от Лиссабона до Санто-Доминго стали курсировать на парусах и веслах две галеры. Одна попала в кораблекрушение вскоре после прибытия, а команда другой взбунтовалась. Галеры, базировавшиеся в Санто-Доминго или, позднее, в Картахене, оказались не очень эффективными. Для них трудно было набрать гребцов, а расходы на содержание и ремонт были высокими. Существование эскадр было спорадическим. Несмотря на энергию и талант Менендеса и его успешный захват около 50 пиратских кораблей за всю свою службу, второстепенные гавани Вест-Индии никогда не были в безопасности от нападений. Даже главные города, хоть они и были в достаточной безопасности от простых пиратов, все же были уязвимы к нападению организованных флотов во время войны. Ситуация ухудшалась по мере осложнения отношений с Англией, когда религиозное ожесточение усилило жадность пиратов и когда другой гениальный мореход Дрейк был спущен на Индии как независимый капитан во главе карательных операций.

Набег Дрейка на Индии в 1586 году был не просто налетом, а полномасштабной морской операцией, осуществляемой флотилией из более чем 20 парусных кораблей. План состоял в том, чтобы напасть на Санто-Доминго и портовые города Тьерра-Фирме, особенно Картахену, затем совершить сухопутное нападение на Номбре-де-Дьос и Панаму совместно с «дикими» индейцами и отрядом беглых рабов-негров, чтобы контролировать оба конца сухопутного пути через перешеек и, наконец, захватить Гавану. Дрейк надеялся удержать и Гавану, и Картахену силами постоянных английских гарнизонов. Успех операции разрушил бы все коммуникации и систему снабжения Испанских Индий. Он на годы, а быть может, навсегда лишил бы Испанию средств для войны в Европе и распахнул бы Индии для эксплуатации англичанами. В ходе операции Санто-Доминго [78] был захвачен и разграблен, его укрепления и главные здания – уничтожены, взят выкуп. Картахена оказала мужественное сопротивление и тоже пала, но в ней добыча разочаровала налетчиков [79], потому что большая часть городских ценностей была отправлена вглубь материка еще до начала военных действий. У Дрейка не было достаточного количества подготовленных людей, чтобы удержать Картахену. Он отказался от попытки захватить перешеек и направился к Каймановым островам, а оттуда – к мысу Сан-Антонио, где, отремонтировав корабли и дав отдых своим людям, он надеялся перехватить флот из Новой Испании. Однако эта флотилия ускользнула от него из-за непогоды и без помех прибыла в безопасный порт Гаваны. Сочтя Гавану слишком сильной, чтобы нападать на нее, Дрейк в июне 1586 года отплыл на родину.

Испанские власти, несмотря на поражения и большие потери кораблей, которые они понесли в боевых действиях против Англии в 1587 и 1588 годах, приступили к устранению слабых мест, которые выявило нападение Дрейка. В 1590-х годах силы обороны Индий были сильно укреплены как на суше, так и на море. Начало было положено Антонелли – самым лучшим военным инженером того времени при масштабной фортификации Пуэрто-Рико – наветренного бастиона обороны Карибского бассейна не столько из-за непосредственной значимости этого города для испанцев, сколько из-за жизненной необходимости помешать воспользоваться им врагам Испании. В это же самое время связь между карибскими базами сильно укрепилась благодаря появлению быстроходных почтовых судов. Когда в 1595 году еще один большой флот покинул Англию и под совместным командованием Дрейка и Хокинса отправился в плавание в Индии, которое должно было стать для них обоих последним, они обнаружили, что испанцы готовы к их появлению и способны оказать сопротивление. Англичане потерпели поражение у Сан-Хуана-де-Пуэрто-Рико. Они отказались от своего плана осуществить второе нападение – на Картахену. На Панамском перешейке они разграбили Номбре-де-Дьос так, что испанцы не стали больше жить там, а перебрались на более выгодное для обороны место – Портобело. Но англичанам не удалось добраться до Панамы, и после смерти Дрейка вблизи берегов Верагуа флот возвратился в Англию через Флоридский пролив, где принял бой с местными испанскими морскими силами. Этот бой принес небольшие непосредственные результаты, но его косвенные последствия для Испании были серьезными. Когда весть об экспедиции англичан достигла Испании, поспешно был собран грозный флот под командованием Бернардино Дельгадильо де Авельянеды и отправлен в Индии в погоню за английскими пиратами. Авельянеда прибыл слишком поздно, чтобы перехватить англичан: возможно, весть о его присутствии ускорила их отплытие из Карибского моря, но, чтобы обеспечить флот Авельянеды кораблями, торговый флот, который должен был отправиться в Новую Испанию, был лишен сопровождения и многих офицеров и матросов и задержан в Кадисе. Этот флот все еще находился без защиты в Кадисе в июле 1596 года, когда совместный англо-голландский флот атаковал порт и уничтожил корабли у причалов. В результате этой цепочки бед связь между Испанией и Новой Испанией прервалась почти на два года, а в 1597 году корона снова объявила о своем банкротстве.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию