Очерки из моей жизни. Воспоминания генерал-лейтенанта Генштаба, одного из лидеров Белого движения на Юге России - читать онлайн книгу. Автор: Александр Лукомский cтр.№ 265

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Очерки из моей жизни. Воспоминания генерал-лейтенанта Генштаба, одного из лидеров Белого движения на Юге России | Автор книги - Александр Лукомский

Cтраница 265
читать онлайн книги бесплатно

На этот же запоздалый протокол, 20 июня/3 июля 1919 года, было сообщено начальникам британской и французской миссий:

«Территория Крыма к данному времени освобождена исключительно частями Вооруженных сил юга России и будет подчиняться в порядке верховного управления Верховному Правителю России, временно же главнокомандующему Вооруженными силами на юге России, генералу Деникину.

Далее, главнокомандующий, будучи крайне благодарен за всякую материальную помощь со стороны союзников, считает, что зоны французского и английского влияния должны иметь значение лишь в смысле оказания именно материальной помощи, но право распоряжения русскими войсками как в той, так и в другой зоне в полной мере остается за генералом Деникиным.

Кроме того, в настоящее время не может быть и речи о каких-либо русских войсках, которые оставались бы в распоряжении французского командования, так как все вопросы по формированию, укомплектованию, а также подчинению русских войск будут находиться в ведении генерала Деникина».

Первое время после эвакуации Одессы и Крыма отношения между высшим французским командованием в Константинополе и командованием Вооруженными силами Юга России были очень натянутыми. Но постепенно это сгладилось, и французское правительство оказывало полное содействие по получению Вооруженными силами Юга России русского имущества, оставшегося во Франции после Европейской войны.

После эвакуации Новороссийска и вступления генерала Врангеля в командование войсками необходимо отметить, что французское правительство и его представители на местах делали все от них зависящее для облегчения участи беженцев и по оказанию Русской армии материальной помощи. Осенью 1920 года французское правительство признало правительство генерала Врангеля, и в Крым были назначены полномочные представители (дипломатический и военный). К сожалению, вскоре после этого разразилась Крымская катастрофа, и Русская армия, а с ней и многочисленные беженцы были эвакуированы в Константинополь.

Взаимоотношения с английским командованием

За период с декабря 1918 года до эвакуации Новороссийска (в марте 1920 г.) при командовании Добровольческой армии все время были достаточно полномочные военные представители. Первым, до февраля 1919 года, был генерал Пуль; затем, до 30 мая/12 июня 1919 года, генерал Бригс и последним, до передачи командования армией генералом Деникиным генералу Врангелю, генерал Хольман. В начале 1920 года генерал Кийз, бывший до того начальником штаба великобританской военной миссии, был назначен состоять при генерале Деникине в качестве представителя по политическим вопросам.

Все они принимали близко к сердцу интересы Вооруженных сил на Юге России, делали все от них зависящее для скорейшей доставки на юг России всего необходимого для армии и своим посредничеством, при возникавших недоразумениях между командованием армии и правительствами новых государственных образований, всячески старались поддержать генерала Деникина.

При возникновении трений с британским военным командованием в Закавказье они старались сгладить и устранить недоразумения. Командующий английской эскадрой адмирал Сеймур решительно помогал Добровольческой армии при обороне Акманайской позиции у Феодосии в 1919 году. Действиям британского флота мы в значительной степени обязаны тому, что эта позиция была нами удержана. В лице этих представителей британского командования противобольшевистская Россия имела искренних и верных друзей.

С представителями же английского командования в Закавказье и с главнокомандующим британскими силами, находившимися на Ближнем Востоке, происходило довольно много трений и недоразумений из-за политики Великобритании, проводимой в Закавказье.

После занятия англичанами Закавказья генералу Деникину через британскую военную миссию было заявлено, что британские войска прибыли в Закавказье с целью: а) заставить германцев и турок эвакуировать немедленно районы, которые к туркам по мирному договору не отойдут; б) поддержать порядок в Закавказье.

В январе 1919 года, по заявлению генерала Форестье Уоккера (бывший начальником 27-й британской дивизии; ему были подчинены все британские войска, находившиеся в Закавказье, штаб его был в Тифлисе) генералу Эрдели (командированному генералом Деникиным войти в связь с английским командованием в Закавказье и постараться устранить все возникшие недоразумения), англичане прибыли в Закавказье с целью поддержания порядка и сохранения в нем существующего в момент их прихода положения – до решения мирной конференции.

Поэтому они будут поддерживать все существующие на его территории правительства, в задачи которых входит поддержание элементарного порядка.

По словам того же генерала Форестье Уоккера, существовало три проекта разрешения судьбы Закавказья:

1) Присоединение его к России в границах 1914 года с автономным управлением в областях.

2) Признание самостоятельности образовавшихся республик с полным отделением их от России.

3) Образование соединенных штатов на Кавказе: а) как самостоятельного организма отдельно от России или б) в федерации с ней, с признанием ее суверенных прав.

Ввиду того, что до разрешения мирной конференции вопрос государственного устройства Закавказья остается открытым, англичане, как заявил генерал Форестье Уоккер, не могут допустить никакой агитации в пользу воссоединения его с Россией.

В соответствии с этим при приеме делегации от армянского правительства, заявившей о стремлении Армении стать на путь полного соглашения с Добровольческой армией для воссоздания России, генерал Форестье Уоккер очень холодно заявил, что никакая агитация в пользу воссоединения Армении с Россией недопустима.

13/26 января 1919 года в Тифлисе к генералу Форестье Уоккеру являлась делегация от русского национального совета. В ответ на приветствие генерал (по сообщению, полученному нами от Тифлисского русского национального совета) ответил: «Очень рад познакомиться с представителями русского национального совета. Я обладаю всеми полномочиями в отношении Карской и Батумской областей (Брестского договора не существует), но на территории республик Грузии, Азербайджана и Армении я, впредь до мирной конференции, могу действовать только в контакте с местными правительствами. В Батумскую и Карскую области беженцы могут быть возвращены при условии, если они не будут вести пропаганды большевистской и за воссоединение этих областей с Россией – впредь до решения мирной конференции.»

Наконец, в связи с тем, чтобы среди населения Закавказья не велась агитация за воссоединение с Россией, в феврале 1919 года, по распоряжению генерала Мильна (главнокомандующего британскими войсками на Ближнем Востоке), одно время был воспрещен въезд в Батумскую область офицерам Добровольческой армии.

10/23 марта 1919 года генерал Бригс получил из Лондона указание, чтобы было сообщено генералу Деникину, что великобританское правительство надеется, что он (то есть генерал Деникин) будет лояльно придерживаться общей политики союзников по отношению к маленьким государствам; что Великобритания не намерена оставлять свои войска на Кавказе, так как они были посланы только для приведения в исполнение условий перемирия и сохранения мира.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию