По скорбному пути. Воспоминания. 1914–1918 - читать онлайн книгу. Автор: Яков Мартышевский cтр.№ 137

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - По скорбному пути. Воспоминания. 1914–1918 | Автор книги - Яков Мартышевский

Cтраница 137
читать онлайн книги бесплатно

Пусть же память об этих героях – защитниках Икскюля – навсегда останется в памяти будущих поколений России!..

Не так блестяще было положение противника на нашем Юго-Западном фронте. Хотя Галиция и была нами очищена, но продвинуться в глубь плодородных губерний Украины им не удалось. Противник заметно выбивался из сил, и близок был момент полной остановки его победоносного наступления.

Сделав этот беглый очерк общего положения на нашем фронте к августу 1915 года, теперь могу продолжать свой рассказ.

После памятного, описанного выше арьергардного боя наша дивизия продолжала непрерывное отступление, не оказывая серьезного сопротивления германцам, и к середине августа мы заняли сильно укрепленную позицию впереди местечка Барановичи. Сама по себе от природы позиция была очень удобная. Она находилась в нескольких верстах от Барановичей и пролегала по возвышенному рубежу. Впереди у противника местность была оголенная и мало холмистая, без всяких удобных подступов. Здесь наше высшее командование предполагало положить предел наступлению врага. Но расчеты нашего командования не оправдались вследствие неожиданного прорыва неприятельской конницы левее нас, у Молодечно. Это был интересный боевой эпизод, достойный быть отмеченным в настоящей книге. Германский Генеральный штаб, опьяненный головокружительными успехами своих войск, в расчете на нашу слабость и растерянность задумал дерзкий план полного разгрома наших армий Западного фронта. Сосредоточив корпус кавалерии с многочисленной артиллерией в районе Молодечно, они решили молниеносным ударом напрямик в глубокий тыл захватить Минск – эту главную базу Западного фронта – и, создав панику в тылу нашей армии, защищающей Минск, поставить ее в катастрофическое положение. Немцы отлично знали, что под рукой у командующего нашей армией генерала Эверта нет крупных стратегических резервов, и германский кавалерийский корпус, прорвав нашу передовую линию, мог беспрепятственно двигаться до самого Минска. Неслыханно дерзкий план немцев удался бы вполне, если бы этому не помешала простая случайность. Без труда прорвав нашу передовую линию, германский кавалерийский корпус, уничтожая на своем пути наши тыловые учреждения и внося всюду ужас и панику, быстро продвигался по направлению к Минску. Среди нашего высшего командного состава царила полная растерянность, так как в тылу у нас действительно не было никаких резервов, и германская кавалерия могла там хозяйничать, как ей угодно.

Нужно сказать, что незадолго до этого прорыва Николай II, объезжая фронт, посетил N-скую пехотную дивизию, занимавшую позицию в двух переходах от места прорыва германского кавалерийского корпуса. В мирное время эта дивизия стояла в Двинске. На завтраке у начальника дивизии государь выразил командиру корпуса свое удивление, почему это N-ская дивизия не идет на защиту своего родного города. Эти слова Николая II были поняты командиром корпуса как пожелание государя отправить N-скую дивизию на защиту Двинска, который немцы пытались взять. На другой же день по отъезду Николая II был отдан секретный приказ о снятии с фронта N-ской дивизии и направлении ее к Двинску. Велика была радость солдат и офицеров, когда они узнали, что им предстоит эта передышка в тылу. Дивизия снялась с позиции и двинулась вдоль фронта, держа направление на восток.

В этот самый момент германская кавалерия сделала описанный выше прорыв, о котором части двинской дивизии, находившиеся в походе, еще ничего не знали. Дивизия двигалась по глубокому тылу, хотя и вдоль фронта, со слабыми мерами охранения, будучи уверена в своей безопасности. В первый же день похода после полудня двинчане были поражены доносившимися звуками близкой орудийной канонады, а вскоре на горизонте замаячили неприятельские разъезды. Двинчане просто не верили своим глазам, каким образом в таком глубоком тылу могли очутиться немцы.

Однако начальник дивизии не потерял головы. Сообразив, что в этом месте противник, должно быть, прорвал фронт, он тотчас приказал своей дивизии развернуться в боевой порядок, и нежданно-негаданно произошел замечательный встречный бой между нашей дивизией и спешившимися частями германского кавалерийского корпуса. Появление нашей пехоты было так же неожиданно для немцев, как и для двинчан встреча здесь, в тылу, с неприятельской конницей.

Быстро развернулась, как на параде, двинская дивизия и стройными цепями перешла в стремительное наступление. С обеих сторон загрохотала артиллерия. Закипел жаркий бой. Немцы упорно защищались, нанося нам чувствительные потери. Но доблестные двинчане продолжали свое наступление, и через три часа кровопролитного боя наголову разбили германский кавалерийский корпус, который, бросая орудия, раненых и обозы, поспешно начал отступать, преследуемый двинчанами. Некоторые части этого корпуса заметались в разные стороны и, боясь напороться на наши части, рассеялись по лесам. Видя безвыходность своего положения, немцы сдавались двинчанам по пути их движения цепями, сотнями. Таким образом, почти весь германский кавалерийский корпус был уничтожен со всеми обозами, парками и артиллерией, и лишь незначительная часть его успела прорваться к своим. А N-ская двинская дивизия вместо Двинска снова попала на фронт, заткнув собою брешь, сделанную прорывом германского кавалерийского корпуса. Тем не менее последствия этого прорыва, хотя и ликвидированного, немедленно сказались: наш корпус оставил укрепленную позицию перед Барановичами и отступил верст на 15, заняв новую позицию по реке Шаре. Таким образом, важная узловая станция перешла в руки врага. К этому времени противник уже настолько выдохся, что и не пытался более переходить в наступление, держась все время пассивно. Девятый вал могучего германского наступления, готовый было захлестнуть всю Россию, в конце концов, разбился о стойкость наших доблестных войск. Наступил давно жданный перелом боевых действий. На протяжении всего нашего огромного фронта наступление врага было окончательно остановлено. Оба противника, как два измученных и израненных гладиатора, стояли друг против друга с обнаженными мечами, на которых дымилась еще неостывшая кровь. Были раны, были страдания, но не было еще победителей, не было побежденных…

Так окончилось великое отступление 1915 года многострадальной русской армии. Теперь мы можем подвести итог этого грандиозного события, ставшего достоянием истории. Германский штаб генеральному наступлению на Россию, начавшемуся весной 1915 года, придавал решающее значение. Полный разгром России, следствием которого должен был быть сепаратный мир, открывал путь победы над Францией. Участь войны, по мнению великих авторитетов, должна была решиться на Западном фронте. После неудачи на Марне в 1914 году немцы хорошо поняли, что им никогда не удастся разбить Францию, имея против себя на востоке могучую русскую армию. Принудить Россию к миру и затем обрушиться на Францию – вот идея, осуществление которой сулило Германии выигрыш войны. Вот почему, не жалея снарядов и человеческих жизней, немцы повели по всему русскому фронту энергичное наступление. Все, начиная от Гинденбурга и кончая последним германским солдатом, сознавали всю важность этого нашествия на Россию, от успеха которого зависела участь войны. И надо отдать справедливость германской армии, она самоотверженно и искусно приступила к выполнению трудной задачи.

Но судьбе не угодно было дать в руки Германии полную и окончательную победу над Россией. Россия, правда, уступила врагу огромную территорию, но зато сохранила боеспособную армию, которая, будучи пополнена людьми и обновлена технически, являла собой для Германии такую же грозную силу, каковой она была и три месяца назад на Карпатах и в Западной Польше. Между тем блестящие победы Германии на русском фронте дались ей не даром. Они стоили ей огромных человеческих и материальных жертв, которые сильно ослабили германскую армию и надолго лишили ее наступательного порыва. Между тем союзники не зевали. Пока наша армия, истекая кровью, шаг за шагом отступала, они короткими, но чувствительными ударами на Западном французском фронте приковывали германские силы и в то же время в глубоком тылу лихорадочно готовились к будущему решительному натиску на Германию.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию