Просветительские идеи и революционный процесс в Северной Америке - читать онлайн книгу. Автор: Татьяна Алентьева, Мария Филимонова cтр.№ 145

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Просветительские идеи и революционный процесс в Северной Америке | Автор книги - Татьяна Алентьева , Мария Филимонова

Cтраница 145
читать онлайн книги бесплатно

По закону 1862 г. О внутренних доходах налогом облагалось практически все. Он предусматривал «налог на пороки» — алкоголь, табак, игральные карты, налог на предметы роскоши — экипажи, яхты, бильярдные столы, драгоценности и другие дорогостоящие товары; налог на патентованные медицинские средства и рекламу в газетах, покупку лицензий на почти любую мыслимую профессию, кроме духовной, гербовые сборы, налог на валовой доход корпораций, банков и страховых компаний, а также налог на дивиденды или проценты, выплачиваемые ими вкладчикам, налог на добавленную стоимость промышленных товаров и мясопродуктов, налог на наследство и подоходный налог. По этому закону было создано Бюро внутренних доходов [1629].

Буржуазная революция потребовала проведения мер, способствовавших ускоренной модернизации страны. 20 мая 1862 г. был принят Закон о гомстедах. По нему каждый гражданин США мог бесплатно получить 160 акров [1630] земли на Западе. После обязательной пятилетней обработки участок становился его полной собственностью. В период войны было оформлено 25 тысяч заявок, фактически 3 млн акров перешло в руки фермеров. Принятие Закона о гомстедах отвечало чаяниям простых американцев, в какой-то мере он воплощал эгалитаристские проекты просветителей и «отцов-основателей», таких, как Пейн и Джефферсон [1631]. Это было наиболее радикальное и революционное решение аграрного вопроса, способствовавшее стремительному развитию капитализма «вширь».

Было создано Министерство сельского хозяйства. Важно и то, что в самый разгар военных действий, правительство было озабочено проблемами образования. 27 июля 1862 г. Линкольном был подписан земельный акт Моррилла, согласно которому предусматривалось выделение 30 тыс. акров земли для каждого конгрессмена или сенатора для использования этих участков или денег от их продажи для организации в каждом штате не менее одного промышленного или сельскохозяйственного колледжа. Благодаря этому акту было создано 76 университетов и колледжей. Были основаны университеты в Лоуренсе, Урбане, Итаке, Мэдисоне, Миннеаполисе, Беркли и др. [1632].

И все же главной проблемой Гражданской войны оставался вопрос о рабстве и рабовладении. Первоначальной целью войны Авраам Линкольн провозгласил спасение Союза. Широко известны его слова, адресованные известному журналисту и редактору Хорасу Грили: «Моя главнейшая задача в этой борьбе — спасти Союз, а не спасти или уничтожить рабство. Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это» [1633].

Американский историк Джеймс Макферсон проанализировал отношение к войне со стороны тех, кто сражался, в своей книге «За дело и друзей. Почему люди сражались в Гражданской войне», удостоенной Линкольновской премии. Интерпретируя содержание солдатских писем, автор показывает, что заставляло солдат в «синем и сером» идти в бой. Это, по его мнению, чувство долга, религиозные убеждения, вера в свободу и справедливость, солдатское братство. Автор считает, что для солдат наиболее сильными побудительными мотивами были долг и личная честь, и они были сильнее аболиционистских идей, веры в права штатов, патриотизма. Солдаты-северяне считали, что сражаются против мятежников за единство страны, против разобщения и анархии, преобладающими идеями для них были «Свобода и Союз». Конфедераты верили, что борются за права и свободы Юга, за создание «свободной и независимой страны». При этом и те, и другие, считали себя наследниками и продолжателями Войны за независимость. Автор подчеркивает, что особенно к концу войны у большинства солдат-северян сложилось твердое убеждение, что война не закончится, пока не будет покончено с рабством [1634].

Именно конфликт свободы и рабства, проблема его дальнейшего существования стали главным вопросом второй североамериканской революции. 13 марта 1862 г. Конгрессом был принят закон, запрещавший использовать федеральные войска для поимки и возвращения рабовладельцам беглых рабов. В апреле было отменено рабство в федеральном округе Колумбия. 19 июня 1862 г. соответствующим законом запрещалось навсегда рабство на всех территориях США, которые еще не являлись штатами.

22 сентября 1863 г. Линкольн опубликовал Прокламацию об отмене рабства на территории Конфедерации с 1 января 1863 г. Еще 13 июля 1862 г. А. Линкольн заявил на заседании своего кабинета, что он рассматривает освобождение рабов «как военную необходимость, как мероприятие, без которого спасение Союза невозможно. Мы должны освободить рабов, иначе сами попадем в подчинение… Давая свободу рабам, мы обеспечиваем свободу свободных людей» [1635]. Впоследствии, оценивая свое решение, он сказал: «Если мое имя войдет в историю, то за этот акт, в нем — вся душа моя» [1636].

Рабы освобождались без выкупа их владельцам, но сами они при этом не получили ни земли, ни равных с белыми гражданских и политических прав. Разумеется, для Линкольна эта мера была, прежде всего, чисто военной. Он сам признавал: «Я утверждаю, что не имел власти над событиями, что события управляли мной». Вместе с тем освобождение около 4 млн рабов было актом поистине революционным, так как оно означало конфискацию собственности рабовладельцев на сумму почти в 3 млрд. долл. Маркс считал этот акт Линкольна самым революционным документом, «разорвавшим старую американскую конституцию». В 1865 г. была одобрена XIII поправка к Конституции, навсегда запретившая рабство на всей территории Соединенных Штатов. Именно это придало войне северян благородную цель — утвердить, по словам все того же Линкольна, «новое рождение свободы» [1637].

Чтобы закрепить победу свободы над рабством, федеральному Союзу пришлось пройти через страшное горнило Гражданской войны. Федеральному правительству пришлось преодолевать глубоко укоренившиеся в американском обществе страхи и недоверие к постоянной армии. Такие фобии подпитывались многочисленными предупреждениями европейских и американских просветителей об опасности данного института, игравшего негативную роль в истории в возрождении цезаризма и тирании [1638].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию