История Средиземноморского побережья - читать онлайн книгу. Автор: Эрнл Брэдфорд cтр.№ 94

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История Средиземноморского побережья | Автор книги - Эрнл Брэдфорд

Cтраница 94
читать онлайн книги бесплатно

Родосские галеры были несколько меньше, чем те, что получили свое развитие в XVI веке, после того как рыцари перебрались на Мальту, но по сути разница была небольшая. Они могли достигать длины 150 футов, но длина между перпендикулярами оставалась 120 футов или даже меньше. Как и все галеры, они приводились в движение главным образом мускульной силой гребцов. На ранней стадии операций с Родоса сами греки поставляли иоаннитам гребцов. Впоследствии, когда появилось много турецких рабов, возникла и быстро распространилась по всему Средиземноморью практика использования пленных врагов на веслах. Это, в свою очередь, вызвало необходимость сооружения жилья для рабов, в котором они могли перезимовать и проводить время на суше. Использование рабов на галерах стало радикальным изменением древней средиземноморской практики, когда свободные горожане обеспечивали командами свои суда. Вандалы, викинги и другие рейдеры Средиземноморья также были их гребцами и воинами. Соревнование между христианами и мусульманами постепенно изменило порядок. Вскоре после того, как турки сами вышли в море, и они, и их европейские противники стали укомплектовывать свои суда по большей части пленными.

Галера, безусловно, была эффективным судном, но жизнь на ее борту была далеко не самой приятной, даже для офицеров. Намного позже французский военно-морской офицер Баррас де ла Пенн описал жизнь на галере, очевидцем и участником которой был лично. Представляется, что она довольно точно отражает условия жизни на борту галер иоаннитов Родоса: «Многим рабам на галере негде было спать, вытянувшись во весь рост, потому что на одну скамью десяти футов длиной и четырех шириной приходилось семь человек. В носовой части около тридцати моряков размещались на полу rambades [платформы в носовой части]. Это прямоугольное пространство длиной десять и шириной восемь футов. Капитан и офицеры на корме устроены не намного лучше. Скрип блоков и канатов, громкие крики моряков, ужасное сквернословие рабов, стоны досок конструкции смешиваются со звоном цепей. Штиль имеет свои неудобства из-за дурных запахов, которые не уносит ветер…»

«Рыцари, – писал Гиббон с сарказмом, однако точно, – пренебрегали жизнью, но были готовы умереть на службе Христа». Тем не менее Европа в долгу перед ними за их неустанный труд сначала на Родосе, потом на Мальте. Они изменили облик этих островов – полностью и навсегда; никто не может посетить их сегодня, не ощутив присутствие длинной тени ордена Святого Иоанна. В ранний исторический период, в течение двух столетий на Святой земле и Родосе, они выражали боевой дух крестоносцев того времени, который, оставляя в стороне руины замков, наложил вековечный франкский отпечаток, показывающий связь франков с этими мусульманскими территориями. Европейского туриста до сих пор могут назвать франком, а французский язык и культура, хотя и сосредоточились в больших городах, все еще сильны в Леванте. Родос для рыцарей-иоаннтитов стал настоящей островной крепостью.

Трудно говорить об ордене и его пребывании на острове Родос, не упомянув о большой родосской карраке. Это судно так же необычно, как Колосс Родосский, бывший одним из чудес классического мира. Большая каррака была построена незадолго до того, как рыцари были вытеснены с острова в 1522 году. Это одно из самых замечательных средневековых судов, флагман ордена. На нем Родос покинули последние рыцари и Великий магистр Вилье де Лиль-Адан, сдав остров победоносному султану Сулейману I. Если галера была основным оружием рыцарей в многолетней борьбе, большая каракка стала предвестником парусного века, положившего конец господству галеры в этом внутреннем море.

Дж. Таафе в «Истории ордена Святого Иоанна Иерусалимского» дает следующее описание этого судна: «Каракка не уступала нашим спасательным шлюпкам в том, что, хотя она была пронизана многочисленными отверстиями, вода не могла ее потопить. Когда в Ницце была чума [большая каракка была построена в Ницце], и смертность оказалась пугающе высока – повсюду стояла такая ужасная вонь, что птицы с неба падали замертво, – ни один человек на борту не заболел. Последнее в основном приписывали большому количеству костров, которые поддерживали рабочие, чтобы поставлять необходимые гвозди, болты и другие железные изделия… [Она] имела восемь палуб и так много места для складирования запасов, что могла находиться в море шесть месяцев без необходимости заходить в порт за продовольствием, даже за водой. На судне были огромные запасы воды на все время плавания, причем вода была чистая и свежая. Команда ела не сухари, а прекрасный белый хлеб, который выпекали каждый день. Зерно перемалывали в ручных мельницах, а печь была настолько большая, что вмещала единовременно две тысячи буханок. Судно имело шесть разных металлических обшивок, причем две из них под водой были свинцовыми с бронзовыми болтами, которые не изнашивают свинец, как железные. Оно было построено с таким необыкновенным искусством, что не могло утонуть, не в человеческой власти было погрузить его под воду. Чудесные помещения, арсенал на пятьсот человек, а о числе всевозможных пушек и говорить нечего, разве что следует отметить, что тридцать пушек были необычайных размеров. В довершение всего огромное судно обладало несравненной скоростью и маневренностью, а его парусами было очень легко управлять. Требовалось совсем мало труда, чтобы зарифлять парус, изменять направление и выполнять все прочие необходимые действия. Не говоря о солдатах, одних только моряков было три сотни, а еще две галеры на пятнадцать скамей каждая, одна галера – на буксире за кормой, другая – на борту, всевозможные лодки разных размеров – тоже на борту. Борта судна были настолько прочны, что, хотя оно нередко участвовало в сражениях, и в него попадали снаряды, ни одному не удалось пробить их насквозь даже в надводной части».

Описанием этого чуда судостроения мы завершим рассказ об ордене Святого Иоанна и его рыцарях. Они прибыли из Франции, Германии, Испании, Италии и Англии под горячие небеса Святой земли, сражались в Египте, Сирии и Малой Азии и в конце концов завершили свой путь на эгейском острове Родос. В каком-то смысле «их конец стал их началом». Впоследствии они оказались так неразрывно связаны со своим следующим островным домом, что стали именоваться «мальтийскими рыцарями». А пока необходимо рассмотреть, как они оказались на эгейском острове, который должен был по праву принадлежать Византийской империи.

Глава 10
Падение Византии

Причина, по которой остров Родос, с молчаливого согласия папы и при помощи генуэзцев, был в 1309 году захвачен орденом Святого Иоанна, заключалась в том, что древняя Византийская империя прекратила свое существование. Константинополь, Новый Рим, имперское детище Константина Великого, охранявший восточные и северные границы Европы на протяжении девяти веков, был захвачен в 1204 году армией крестоносцев, теоретически направлявшей в Египет и на Святую землю. Это действо, важнейшее в истории Средиземноморья, является одним из самых темных пятен на совести Западной Европы.

Четвертый крестовый поход отправился из Франции в 1199 году, когда группа французских рыцарей, вдохновленная странствующим проповедником, решила принять крест и пойти на Святую землю. Они сообщили о своих намерениях папе Иннокентию III. Тот стал папой годом раньше и объявил о своем желании организовать новый Крестовый поход сразу после того, как взошел на трон понтифика. В этот период истории прежний крестоносный дух уже исчез, и Иннокентий III всю свою жизнь пытался его возродить. В то же самое время он желал вернуть папский контроль над Крестовыми походами, которые в последнее время приобретали все более мирской характер. В Четвертом крестовом походе это ему не удалось, и очень скоро стало ясно, что французские рыцари и бароны имеют твердое намерение действовать по своему разумению. Это относилось даже к выбору цели. Они решили вторгнуться в Египет, опору арабского богатства и власти, в тот момент ослабленную гражданской войной и засухой, поскольку Нил не разливался и не орошал дельту уже пять лет.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию