Государство Катар. Отражения во времени - читать онлайн книгу. Автор: Игорь Сенченко cтр.№ 64

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Государство Катар. Отражения во времени | Автор книги - Игорь Сенченко

Cтраница 64
читать онлайн книги бесплатно

Халид ибн Мухаммад ал-Мана занимал пост министра здравоохранения, пользовался уважением среди населения.

Ахмад ‘Абд ал-Рахман ал-Мана служил заместителем министра промышленности и сельского хозяйства.

В список десяти самых авторитетных и влиятельных семейно-родовых кланов Катара входит и клан ал-Манаи. Родом он — из Восточной провинции нынешней Саудовской Аравии. Несколько колен этого клана проживают и на Бахрейне. Члены катарского колена были очень близки к эмиру Халифе; поддерживают деловые отношения с кланом ал-Аттийа.

Авторитетнейшим представителем клана ал-Манаи в годы правления эмира Халифы историки Катара называют Ахмада ал-Манаи. Родился он в 1931 г., на Бахрейне. В 1970 г. получил назначение на пост министра общественных работ в первом правительстве шейха Халифы. Установил широкие деловые связи с влиятельными зарубежными фирмами и компаниями, с «Дженерал Моторс», к примеру.

Знатным семейством Катара, занимающим видное место в бизнесе, является клан Ибн ‘Али из одноименного племени бану ибн ‘али. Лидером этого клана во времена властвования в стране эмира Халифы был ‘Али ибн ‘Али, талантливый предприниматель, деловой партнер шейха Насира ибн Халида Аль Тани, служившего в свое время министром экономики и торговли. ‘Али ибн ‘Али вместе со своим сыном Хасаном успешно занимались бизнесом в сферах розничной торговли и строительно-подрядных работ.

Заметное место в структуре именитых семейно-родовых кланов Катара принадлежит семейству торговцев и промышленников иранского происхождения Дервиш. В 1949–1968 гг. этот клан достиг пика своего благосостояния и богатства, пользовался большим влиянием при дворе катарских правителей. О его положении и весе при дворе говорит хотя бы то, что клан этот в то время называли не иначе как «государством в государстве».

Братья Дервиши, ‘Абдалла, Касим, Мухаммад и ‘Абд ал-Рахман, заложившие фундамент состояния и богатства этого клана, родились в период с 1905 по 1920 годы. Продолжили дело отца, Дервиша Фахру, мелкого иранского торговца, сгоревшего во время пожара в собственном доме. Начав с перекупки и продажи жемчуга и керосина, быстро разбогатели. Наладили деловые связи с заграницей. В конце 1930-х годов принимали активное участие в работе компании «Петролеум Девелопмент Катар», приступившей к бурению скважин в районе Духан. Обратили на себя внимание правителя Катара. В 1940-х годах ‘Абдалла Дервиш стал даже, как уже упоминалось в этой книге, партнером шейха ‘Абд Аллаха Аль Тани и его «правой рукой» в бизнесе. Пользуясь покровительством правителя, занялся контрабандным ввозом в Катар английского продовольствия и приумножил свое состояние.

К концу Второй мировой войны братья Дервиш фактически, можно сказать, контролировали экономику Катара. Их семейная фирма «Касим и ‘Абдалла, сыновья Дервиша Фахру» сделалась не только самой крупной компанией в Катаре, которую сами катарцы называли «торгово-финансовой империей Дервишей», но и одной из наиболее влиятельных финансово-торговых групп в зоне Персидского залива. ‘Абдалла Дервиш выступал в качестве советника-наставника шейха ‘Али ибн ‘Абд Аллаха (пришел к власти в 1949 г.), а также его представителя в «Катарской нефтяной компании» и «главного министра» при дворе. Благодаря приближенности к правителю, Дервиши взяли под свой контроль и деятельность «Катарской нефтяной компании» (от найма рабочей силы и строительства буровых скважин до добычи и транспортировки нефти), и всю внешнюю торговлю страны. В это время ни одна из иностранных фирм не могла ни заниматься бизнесом в Катаре без получения на то «одобрения» Дервишей, ни поставлять в Катар какие бы то ни было товары, не назначив своим торговым агентом в Катаре одного из Дервишей.

Шейху Халифе удалось существенно урезать влияние Дервишей, их роль и место в делах страны. Однако и поныне клан Дервишей — один из заметных участников торгово-экономической жизни Катара. Ему принадлежат: разветвленная сеть розничной и оптовой торговли (в том числе золотом), кварталы жилых домов, отели, клубы, банки, туристические бюро, транспортные компании, доли в нескольких национальных промышленных предприятиях, недвижимость и капиталовложения за рубежом. Поговаривают, что во время ирано-иракской войны кое-кто из членов клана Дервишей тайно оказывал финансовою помощь Тегерану.

При эмире Халифе государственные корпорации и компании, состоявшие под плотным наблюдением его канцелярии (дивана) и контролировавшие топливо-энергетический, финансовый и промышленный секторы экономики, давали около 90 % валового национального продукта. Частный сектор доминировал в остальных сферах и, будучи серьёзно зависим от заказов госкомпаний, также внимательно прислушивался к советам и рекомендациям канцелярии эмира. Примерно 30 % в частном секторе принадлежало членам правящего семейства Аль Тани; около 50 % — крупнейшим торгово-финансовым кланам (ал-Аттийа, ал-Кувари, ал-Мана, ал-Манаи, Дервиш-Фахру, ал-‘Али, ал-Фардан, Джайдас, ал-Обедли); и около 20 % — остальным торговцам и бизнесменам.

1980-1990-е годы ознаменовались ростом напряженности в отношениях Катара с Бахрейном. Причина — территориальные разногласия из-за архипелага Хавар, морского месторождения природного газа, а также Зубары. Род Аль Халифа, несмотря на все изменения, происшедшие в районе Персидского залива, и образование независимого Государства Катар, по-прежнему домогался того, чтобы вернуть основанный им удел в Зубаре, откуда впоследствии он переселился на Бахрейн. Род Аль Тани, в свою очередь, претендовал на три из 16 островов архипелага Хавар, расположенных в 2,8 км от Катара, а также на рифы, лежащие между Катаром и Бахрейном, крупнейшим из которых является риф Фашт ад-Дибаль.

Территориальные претензии сторон вылились в конфликт (весна 1986 г.). Дело было так. Эмир Бахрейна подписал контракт с одной европейской фирмой на засыпку грунтом части одного из рифов для возведения охранно-сторожевого поста. Катар в ответ на это отправил туда на вертолетах военный десант, который захватил 29 рабочих, занимавшихся сооружением сторожевого поста, разрушил все появившиеся там к тому времени строения и разметил временный пункт по контролю за ситуацией. Бахрейн и Катар привели свои войска в состояние боевой готовности. Столкновения удалось избежать, благодаря вмешательству ССАГПЗ (Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива). Задержанных рабочих освободили (май).

Дабы завершить рассказ по затронутой нами теме, придется отступить от хронологии повествования. Итак, из-за неурегулированности данного вопроса отношения между Катаром и Бахрейном оставались натянутыми. В июле 1991 г. корабли ВМС Катара нарушили территориальные воды Бахрейна, а самолеты ВВС Бахрейна в ответ на это вторглись в воздушное пространство Катара.

В августе 1991 г. Доха обратилась в Международный суд с просьбой определить принадлежность островов Хавар и провести демаркацию морских границ между Катаром и Бахрейном.

В 1995 г. ситуация вновь обострилась — Бахрейн решил начать строительство на островах Хавар туристического центра. Манама продолжала настаивать на принадлежности этих островов Бахрейну, и даже бойкотировала встречу ССАГПЗ в верхах, проходившую в декабре 1996 г. в Дохе. В соответствии с решением саммита ССАГПЗ был создан специальный комитет, организовавший две бахрейнско-катарских встречи (в феврале 1997 г. в Англии и в марте того же года на Бахрейне). Результатом их стала договоренность Манамы и Дохи об установлении дипломатических отношений и обмене посольствами. Однако в течение трех последующих лет решение это оставалось только на бумаге. И лишь в 1999 г., уже после прихода к власти в Катаре шейха Хамада ибн Халифы, в катарско-бахрейнских отношениях произошли позитивные сдвиги — состоялся визит эмира Катара в Манаму, в ходе которого стороны договорились сформировать совместный комитет во главе с наследными принцами обеих стран. В январе 2000 г. Катар посетил эмир Бахрейна, шейх Хамад ибн ‘Иса Аль Халифа.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению