За фасадом сталинской конституции. Советский парламент от Калинина до Громыко - читать онлайн книгу. Автор: Сергей Войтиков cтр.№ 32

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - За фасадом сталинской конституции. Советский парламент от Калинина до Громыко | Автор книги - Сергей Войтиков

Cтраница 32
читать онлайн книги бесплатно

Примечательно, что на заседаниях Президиума Совета Национальностей ЦИК СССР присутствовали и выступали в прениях по отдельным вопросам представители «ЦК ВКП(б)», а вернее – центрального партийного аппарата {342}.

Как и следовало ожидать, по образу и подобию ВЦИК до образования Советского Союза Секретариат ЦИК СССР являл собой альтернативный Президиуму ЦИК орган. Решения принимались по тем же вопросам, что принимал и Президиум, в необходимых случаях резолютивная часть заканчивалась следующим пунктом: «Настоящее постановление провести опросом членов Президиума ЦИК Союза ССР» {343}. Правда, в отличие от ситуации в партийных органах, где сталинский Секретариат стал реальной альтернативой Политбюро, ни о какой реальной власти Секретариата ЦИК СССР речи не шло.

Ситуацию осложнял тот факт, что советский парламент еще во времена ВЦИК и ленинского Совнаркома являлся руководителем без денег – со всеми вытекающими отсюда последствиями. А в конце 1927 г. М. Г. Цхакая на заседании Бюджетной комиссии ЦИК СССР произнес филиппики о еще большем урезании бюджета непосредственно ЦИК СССР: «…нам становится очень трудно и подчас тяжело от того, что при ежедневном наплыве обращающихся к нам невозможно удовлетворить требования и половины обращающихся. Даже Председатели ЦИК – этого верховного учреждения советских республик – не имеют возможности, хотя бы [в] сколько-нибудь минимальном виде, удовлетворить острую нужду трудящихся, ищущих знания и хлеба и часто мечущихся по всему Союзу ССР. Если в прошлом году Председатель ЦИК мог, например, немедленно помочь демобилизованному красноармейцу, то в настоящем году он не только не сумеет этого сделать, но, может быть, и на хлеб ему дать своевременно [будет не в состоянии]. Мы замечаем в бюджете страшное урезывание средств и без того небольшого бюджета ЦИК. Ведь верховный орган – ЦИК, как известно, не хозяйственная организация, у него мало средств, а все на него глядят. А ведь верховный орган в лице Председателя ЦИК, не только правительство (так в документе. – С.В.), но и еще больше – староста, старшина, самое доступное лицо в государстве. Поскольку он стоит во главе самого верховного органа советской власти, поскольку сам он является самым доступным лицом для масс, тем более важно, чтобы Председатели ЦИК так жестоко бюджетом не были стеснены, когда наши деревни и города на биржу труда выбрасывают такую массу безработных, остро нуждающихся и к нему обращающихся» {344}.

В филиппиках своих, что весьма показательно, Цхакая не забыл сделать книксен в сторону СНК СССР и его Наркомата финансов: «Положение наше в рамках теперешнего бюджета […] самое жестокое, очень и очень тяжелое. Стало быть, вопрос касается даже самого верховного органа, самого, казалось бы (! – С.В.) авторитетного, но вместе с тем (по идее и фактически) доступнейшего для масс и связывающего нас с вами с массами. Он должен взять на себя роль почти всех комиссаров вплоть до Наркомсобеса, в особенности Наркомсобеса, ибо там не удовлетворяют, не смогут удовлетворить всех потребностей. А ведь это, товарищи, крик жизни. И именно Председателю ЦИК и ЦИК следует эти вопросы разрешать, не отказывать в выдаче грошей голодному безработному. Я довожу [это] до Совета Национальностей […] потому, что это безусловно является одной из немалых задач управления рабоче-крестьянской страной. Да, действительно, товарищи, мы находимся в жесточайших условиях, сколько [мы] ни стараемся урезывать скудные наши средства в других областях, все-таки нельзя удовлетворить всех. Поэтому на местах говорят: “Как же Председатель ЦИК не может того или другого сделать?!” Нужды мы знаем, но что же можем сделать? Ведь мы с вами, товарищи, всегда за сохранение бюджетной дисциплины (курсив наш. – С.В.). Но при составлении нового бюджета нужно учесть этот крик жизни и развить побольше социальное обеспечение и в целях удовлетворения массовой нужды не лишать возможности удовлетворять ее тех лиц, которые стоят перед массами больше, чем кто-либо другой, – я имею в виду Председателей ЦИКов. Надо дать им возможность выполнить перед трудящимися мира свою тяжкую роль. Это, безусловно, насущная необходимость и с точки зрения т. н. престижа власти, и с точки зрения солидарности обращающимися с просьбой. К нам не только мужчины, но и женщины с детьми обращаются массами. […] Мы нуждаемся в резервах, и если они найдутся, они не пропадут» {345}.

Так или иначе, нельзя не признать, что к концу 1920-х гг. Президиум Совета Национальностей СССР вел без преувеличения масштабную работу по защите прав национальных меньшинств (в том числе еврейского и немецкого населения) и консолидации различных народов в единую «советскую семью» {346}. К примеру, если в 1927 г. М. Г. Цхакая заявил в докладе Закавказской СФСР о том, что «три-четыре года тому назад» республика не бралась самостоятельно решать «южноосетинский и вообще “осетинский” вопрос […] в виду того что это дело и РСФСР, потому что Северная Осетия входит в РСФСР, как Юго-Осетия в ЗСФСР (т. е. ССР Грузию)» {347}, то в 1929 г. за дело действительно взялись на союзном уровне. В Постановлении Президиума Совета Национальностей «по докладу Всегрузинского Центрального исполнительного комитета по организации обслуживания национальных меньшинств ССР Грузии» говорилось: «6. Придавая серьезное значение мероприятиям по поднятию благосостояния районов национальных меньшинств, в особенности в договорной ССР Абхазии и автономной области Юго-Осетии, необходимо обратить особое внимание на развитие лесного хозяйства и лесной промышленности в этих районах с тем, чтобы наряду с рациональной эксплуатацией лесного хозяйства были приняты меры к усилению мероприятий по лесу-культуре, лесоустройству и лесомелиорации. 7. Принимая во внимание крайнюю неудовлетворенность дорожной сети в районах национальных меньшинств, являющуюся одним из основных препятствий к проведению хозяйственных и культурных мероприятий, усилить в этих районах, особенно в Юго-Осетии, Аджаристане и Абхазии, строительство шоссейных и грунтовых дорог, а также организовать правильное автотранспортное движение для местностей, отдаленных от ж.-д. путей сообщения. Обратить внимание правительств ССР Г[рузии], ЗСФСР и РСФСР (! – С.В.) на необходимость объединенными усилиями ускорить работу по проведению перевальной дороги между Южной и Северной Осетией. Президиум Совета Национальностей признает необходимым скорейшее окончание строительства Черноморской ж.д.» {348}. Причем данное постановление было принято по итогам заслушивания членами Президиума Совета Национальностей ЦИК СССР доклада ЦИК Грузии и содокладов Абхазии и Аджаристана «об организации и обслуживании (ср. с формулировкой постановления. – С.В.) национальных меньшинств в Грузии» {349}.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию