Познакомьтесь с собой. Как гены, микробы и нейроны делают нас теми, кто мы есть - читать онлайн книгу. Автор: Билл Салливан cтр.№ 41

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Познакомьтесь с собой. Как гены, микробы и нейроны делают нас теми, кто мы есть | Автор книги - Билл Салливан

Cтраница 41
читать онлайн книги бесплатно

В насилие также вовлечены гены, участвующие в передаче серотониновых сигналов. Напомним, что серотонин – ключевой стабилизатор настроения, который помогает подавлять импульсивное иррациональное поведение. Ученые создали мышь-«бандита», удалив ген одного типа серотонинового рецептора под названием 5-HT1B. Если в клетку к этой свирепой мыши подсадить обычную мышь, она точно не жилец. Кстати, у склочных людей уровень серотонина понижен; возможно, это затрудняет им контроль над эмоциями при общении.

На первый взгляд, обнаружение генов, предрасполагающих людей к насилию, – серьезный прорыв. Более того, функция большинства таких генов понятна в том смысле, что они, надо думать, меняют нормальный химический состав и работу мозга. Так почему же мы не проверяем людей на наличие этих вариантов генов? Почему мы не убираем их из общества еще до того, как они что-то натворят, как в рассказе Филипа Дика «Особое мнение»?

Не все так просто. Некоторые из этих вариантов генов есть у людей, которые мухи не обидят, зато какие-то жестокие преступники ими, наоборот, не обладают. В результате многие ученые утверждают, что нам нужно прекратить наклеивать на отдельные гены вводящие в заблуждение поведенческие ярлыки (например, «ген воина»). Мы уже говорили это, но полезно повторить: гены кодируют белки, а не поведение. Генетические связи служат основанием для дальнейшего изучения, но имейте в виду, что ген – всего лишь один из кусочков пазла, составляющих цельную картинку. Глядя на один кусочек, вы не можете сказать, какой будет вся картинка. Точно так же на основании одного гена вы не можете предугадать чье-то поведение.

Как демоны вашего детства влияют на вас во взрослом возрасте

Как мы видели на примере других сложных форм поведения, сами по себе гены не могут точно предсказать судьбу человека. В разворачивании генетической программы важную роль играет окружающая среда. Эту концепцию идеально отражает фильм «Звездный путь: Возмездие».

Злодеем в фильме является клон героя, капитана Жана-Люка Пикара. Клон по имени Шинзон вырос в трудовом лагере, где нормой были темнота, одиночество и мучения. Несмотря на идентичность генов с генами Пикара, Шинзон страдал от неблагоприятного детского опыта (НДО), который сделал его амбициозным тираном, одержимым разрушением, в то время как правильное воспитание Пикара на Земле превратило его в амбициозного исследователя и миротворца.

Весьма унизительно осознавать, что, если бы нас воспитывали в других условиях, мы стали бы другими людьми. Но раз у нас не было контроля над генами или над нашей средой в детстве (и то и другое повлияло на работу нашего мозга), то в какой степени мы несем ответственность за свое поведение?

На данный момент около 30 % людей экспрессируют вариантную форму гена MAOA, но большинство из них не превращаются в Ганнибала Лектера. Некоторые исследования показали, что, когда человек с вариантом MAOA испытывает еще и НДО (в частности, жестокое обращение, как было в случае с Брэдли Уолдропом), то он становится склонным к импульсивному агрессивному поведению. В упомянутом исследовании финских заключенных помощники Яри Тиихонена не обнаружили большей наклонности к насилию у людей с вариантом MAOA, с которыми одновременно плохо обращались в детстве. Однако было установлено, что импульсивную агрессию у носителей гена значительно повышали алкоголь или амфетамин. Поэтому, хотя очевидно, что среда играет важную роль в том, трансформируется ли вариант MAOA в повышенную агрессию или буйное поведение, для выяснения, как именно это происходит, требуются дальнейшие исследования.

Как мы уже видели в предыдущих главах, зарождающая наука эпигенетика показывает, что неблагоприятный детский опыт действует сильнее, чем просто вредит психологически. Плюс к психологии он химически нарушает структуру ДНК и экспрессию генов. Даже те виды НДО, которые некоторые люди считают мелочью и нормальной частью взросления (например, травля в школе), оставляют тревожный след в ДНК жертв. Психолог Изабель Уэлле-Морен из Монреальского университета показала, что дети, над которыми издевались в школе, становились менее чувствительными к стрессу и с большей вероятностью вырастали социально неадекватными и агрессивными. В работе 2013 года ее группа установила, что ослабленная реакция на стресс у таких детей связана с увеличением метилирования ДНК в гене транспортировки серотонина, что приводит к его отключению. Как мы видели, серотонин регулирует настроение и связан с депрессией. Палки и камни могут сломать ваши кости, но травля может сломать вам ДНК.

Уже давно предполагалось, что плохое питание в материнской утробе и затем в детстве приводит к постоянным поведенческим проблемам во взрослом возрасте. Данные по голодной зиме в Нидерландах во время Второй мировой войны подтвердили, что люди, матери которых испытывали дефицит питания во время первого и (или) второго триместра беременности, отличались повышенным риском асоциального расстройства личности. Плохое питание во время беременности сигнализирует растущему плоду, что он появится на свет в стрессовой среде, лишенной ресурсов, поэтому такое пренатальное программирование заставляет гены аппетита быть экономными с точки зрения обмена веществ, а гены реакции на стресс – находиться в состоянии повышенной готовности. Такие черты могут оказаться полезными в стрессовой среде, однако в случае улучшения среды они станут неадекватными.

В Соединенных Штатах мы сталкиваемся с противоположной проблемой: ожирением. Несмотря на обилие пищи, многие все равно испытывают недостаток необходимых витаминов и минералов, которые отсутствуют в рационе с высоким содержанием сахара, жиров и соли, а такой недостаток может привести к расстройствам поведения. Например, у многих несовершеннолетних правонарушителей обнаруживается дефицит цинка и железа. Молодые заключенные в тюрьме Эйлсбери в Великобритании, получавшие витаминные и минеральные добавки, на 37 % реже совершали насильственные преступления во время заключения.

С агрессивностью также связан низкий уровень омега-3 жирных кислот. Это не так неправдоподобно, как кажется: омега-3 жирные кислоты играют важную роль в работе мозга. В 2015 году нейрокриминолог Адриан Рэйн из Пенсильванского университета показал ослабление поведенческих проблем у детей от 8 до 16 лет, которым давали добавки с этими веществами. Другие ученые демонстрировали, что в странах с низким уровнем самоубийств, например в Японии, люди потребляют много рыбы (которая богата омега-3 кислотами). Один эксперимент 2007 года выяснил, что женщины, съедающие во время беременности более 340 граммов рыбы в неделю, рожают детей, у которых лучше социальное развитие и показатель IQ. Любому должно быть очевидно: в детстве и подростковом возрасте нужно правильно питаться, чтобы мозг правильно развивался.

На экспрессию генов и развитие мозга влияют также и токсины, которые воздействуют на человека в детстве: они могут вызвать целый спектр поведенческих проблем. Сильно недооцениваемым фактором, вносящим вклад в проблемы с преступностью, может оказаться воздействие на детей свинца.

Отравиться свинцом очень легко, поскольку его можно вдыхать, глотать или поглощать через кожу, при этом даже малые количества способны наносить необратимый вред. В организме свинец может попадать в те места работы белков, где должны быть такие металлы, как кальций, железо и цинк. Это приводит к катастрофическим последствиям для различных систем тела, включая мозг, где кальций используется для передачи нервных импульсов. Соответственно, свинец может вызвать психические проблемы: импульсивность, расстройства внимания и неспособность к обучению – что создает базу для антиобщественного и агрессивного поведения во взрослом возрасте. И доказательства найдутся: большой вклад отравления тяжелыми металлами подозревают во многих случаях безумного поведения – от Ван Гога, отрезавшего кусок уха в 1888 году, до стрельбы в «Макдональдсе» в Сан-Диего в 1984-м (стрелок был сварщиком, и у него было высокое содержание свинца в организме, а уровень кадмия – наибольшим из когда-либо зарегистрированных).

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию