Пугачев и его сообщники. 1774 г. Том 2 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 56

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Пугачев и его сообщники. 1774 г. Том 2 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 56
читать онлайн книги бесплатно

Между тем в Казанской губернии было вовсе не так спокойно, как доносил князь Щербатов. Правда, что в окрестностях Бакалов, Бугульмы и к стороне реки Камы мятежников не было, население возвращалось в свои дома и приходило с повинной [404]. Но между Мензелинском и Осой мятежники бродили свободно, и местность эта находилась еще в состоянии полного восстания. Для уничтожения этих шаек казанский губернатор фон Брандт отправил секунд-майора Скрипицына с 60 человеками солдат и одним орудием и приказал ему ходить беспрерывно между Мензелинском и Осой, водворить спокойствие среди населения [405] и содействовать штернфервальтеру Берглину в преследовании мятежников.

Еще в начале апреля Берглин, посланный Башмаковым с Юговского завода, занял своим отрядом пригород Осу, оставил там небольшой гарнизон, а сам двинулся на преследование башкирцев по реке Тулва [406].

В восьмом часу утра, 9 апреля, в четырех верстах от села Крылова он был встречен толпой до 900 человек, которые после небольшой перестрелки обратились в бегство. Берглин продолжал движение, сжег башкирскую деревню Бичурино, переночевал в селении Елпачиха и двинулся к деревне Барда, служившей башкирцам притоном и местом сборища. Жители на лошадях и лыжах бежали в леса и горы, и, кроме небольшого числа скота, в деревне ничего не найдено. По непроходимости дорог от распутицы Берглин не пошел далее, предал огню деревню Барде и возвратился в Елпачиху.

Шайки мятежников отошли к северу и бродили по Пермской провинции.

«Чтобы злодейские поновлены могли быть мысли о всегдашней наших сил к поискам готовности», подполковник Попов с

отрядом выступил из Кунгура по направлению к Красноуфимску, где казаки волновались и не переставали выказывать открыто свое сочувствие к самозванцу и нерасположения к правительству [407]. В половине мая красноуфимские казаки ожидали к себе Салавата, скитавшегося с своей шайкой за рекой Уфой [408]. Обнадеживая казаков скорой помощью, Салават, однако же, не шел к ним, а 23 мая, вместе с отцом своим Юлаем и толпой в тысячу человек, напал на Симский завод. Переколовши до 60 человек жителей, разграбив церковь и фабрику, башкиры разрушили плотину, сожгли многие здания и направились к Катавскому заводу [409].

Между тем князь Голицын, как только получил известие, что после победы, одержанной им у Сакмарского городка, Пугачев бежал в Башкирию, тотчас же отправил воззвание, в котором требовал, чтобы башкирцы не присоединялись к самозванцу, а, напротив, старались его поймать и представить начальству.

«Я употребляю, – писал он графу З.Г. Чернышеву [410], – все способы, чтобы побуждать к успехам, послал к ним лучших старшин, а между тем не оставлю взять должные примечание, чтобы удержать сей легкомысленный и обманчивый народ в должной верности».

Вместе с тем для преследования Пугачева и его толпы были сформированы два отряда: один под начальством генерал-майора Фреймана из одного батальона пехоты, роты гренадер, двух эскадронов Архангелогородского карабинерного, одного эскадрона Бахмутского гусарского полков, роты чугуевских и 100 яицких казаков с семью орудиями. Другой отряд под начальством подполковника Аршеневского состоял: из батальона легких полевых команд с восемью орудиями, эскадрона изюмских, эскадрона бахмутских гусар и 50 человек оренбургских казаков. Руководя обоими отрядами, генерал-майор Фрейман должен был наступать по уфимской дороге, а подполковник Аршеневский по новомосковской, и стараться, очистив от мятежников окрестности, привести население к покорности и порядку.

Отправив эти отряды 2 апреля из Сакмарского городка, сам князь Голицын с остальными войсками расположился в Сакмарске, Берде и Оренбурге [411].

Получив известие, что Пугачев находится на Вознесенских казенных заводах, князь Голицын просил генерал-майора Станиславского собрать отряд из гарнизонов крепостей и преградить самозванцу путь до самой Верхнеяицкой крепости, о чем и сообщено коменданту этой крепости полковнику Ступишину. Коменданту Троицкой крепости бригадиру Фейервару и находившемуся около Челябы майору Гагрину приказано следить за действиями самозванца, и, наконец, в Воздвиженскую крепость отправлен отряд под начальством премьер-майора Наумова из двух полевых команд и 150 казаков [412].

Сообщая подполковнику Михельсону, что действия его под Уфой много помогли «к разрушению главной и многочисленной толпы под начальством самозванца Пугачева», князь Голицын просил его усилить свою деятельность и поспешить с наступлением. Имея в виду, что город Уфа весной окружается со всех сторон водой, князь Голицын просил Михельсона не оставаться долго в этом городе, чтобы не лишить себя средств к дальнейшим действиям.

«Таперича, – писал ему князь Голицын [413], – первая нужда состоит в том, чтобы не дать сему государственному вору паки распространить свои силы, хотя он и бежал с малым количеством людей. Но как ослепленная чернь его лестью всегда обманута была, то и надлежит сей остаток искры, от большего пламя, вовсе утушить. Почему наиусильнейшим образом рекомендую вашему высокоблагородию взять к тому должные меры, чтобы ваше пребывание в городе Уфе не напрасно могло быть. Усмиряйте бунтовщиков по сибирской дороге, как с другой стороны к рекам Белой и Инзеру… Наиглавнейшие ваши примечание должны быть, чтоб не пропустить злодеев пробраться к сибирским пределам, к чему и употребите все способы сделать сообщение с майором Гагриным».

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию