Пугачев и его сообщники. 1774 г. Том 2 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 72

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Пугачев и его сообщники. 1774 г. Том 2 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 72
читать онлайн книги бесплатно

Наутро 19 июня яицкие казаки, объезжая вокруг крепости, кричали, что приехал сам батюшка Петр Федорович, советовали защитникам сдаться без сопротивления, обещая не делать никакого вреда покорившимся. Майор Скрипицын отвечал, что считает Пугачева за разбойника и государственного бунтовщика, сдаваться не желает, а будет защищаться, пока сил его достанет [529].

В этот день самозванец не предпринимал ничего, а ездил с старшинами к Каме осмотреть ее течение и отыскать место для переправы. Он приказал исправить дорогу вниз по Каме и построить мосты через топкие места. Возвратившись в лагерь, Пугачев собрал к себе старшин, чтобы посоветоваться с ними о дальнейших действиях. Белобородов советовал навить несколько возов сена, соломы, бересты и, подвигая их фронтом, под прикрытием их подойти к крепости как можно ближе, зажечь их и броситься на штурм.

– Я взял так Уткинский завод, – сказал он.

Пугачев принял совет, приказал приготовить до 15 возов [530], а между тем подосланные к пригороду казаки требовали покорности и грозили, в противном случае, сжечь город до основания и истребить всех жителей до единого. Они уверяли, что Пугачев истинный государь, и просили для убеждения в этом прислать в их лагерь знающего человека. Преувеличенные сведения о численности сил самозванца, блокирование пригорода со всех сторон и отсутствие какой-либо надежды получить помощь извне произвели колебание среди населения. Образовались две партии: одна советовала сдаться, а другая – защищаться; одни говорили, что Пугачев истинный государь, а другие – что он самозванец. Для более определенного решения этого вопроса население положило отправить в неприятельский лагерь доверенное лицо, отставшего гвардии сержанта, посмотреть на самозванца и убедиться, похож ли он на императора Петра III.

Когда Пугачев, по словам Ивана Творогова, узнал, что ему будут произведены смотрины, «то, переодевшись в простое казачье платье и поставя в ряд казаков человек с двадцать, стал сам между ними и приказал привести посланца из крепости. Как же сей приведен был и сказано ему было, чтоб он узнавал из представленной шеренги государя, то он, смотря порознь на каждого, наконец, уставил глаза свои прямо на злодея и смотрел пристально».

– Что, старик, узнаешь ли ты меня? – спросил тогда Пугачев сержанта.

– Бог знает, – отвечал он, – как теперь узнаешь! В то время был ты помоложе и без бороды, а теперь в бороде и постарее.

– Смотри, дедушка, хорошенько узнавай, коли помнишь.

Сержант смотрел долго.

– Мне кажется, – сказал он, – что вы походите на государя.

– Ну, так поди, дедушка, и скажи своим, чтобы не противились мне, а то ведь я всех вас предам смерти.

По возвращении посланного майор Скрипицын и поручик Пироговский, при собрании многих обывателей, спрашивали, похож ли самозванец на покойного государя.

– Волосами и глазами как государь, – отвечал сержант, – а лицом несколько не походит, однако действительно уверить не могу.

При этом сержант передал слова Пугачева, что если жители не покорятся, то все будут истреблены. Майор Скрипицын предложил тогда всем собравшимся сдать самозванцу пригород и крепость.

– У нас не осталось ни пороху, ни ружейных патронов, – говорил он, – не лучше ли сдаться без сопротивления, ибо нам против столь многочисленной толпы защищаться уже невозможно.

– Сдаваться злодеям, – отвечал на это Пироговский, – не видя от них еще серьезной опасности, нет никакой надобности [531].

Скрипицын не слушал советов Пироговского и настаивал на своем. Он вторично отправил сержанта в лагерь самозванца, чтобы тот окончательно убедился, истинный ли это государь или нет? Для сержанта и большинства присутствовавших было ясно, что вторичная посылка требовала утвердительного ответа. Сержант опять посмотрел на Пугачева и на этот раз признал его государем.

– Теперь я узнаю, что ты подлинно наш надёжа-государь, – сказал он и поклонился.

– Ну, так уговори своих офицеров, – сказал Пугачев, – чтобы не проливали напрасно крови и встретили бы меня с честью.

Посланный обещал исполнить требование.

– Господа офицеры, полно, не противьтесь, – кричал сержант, возвращаясь в крепость, – он подлинный наш государь Петр Федорович!

Весь день 19 июня прошел в Осе в совещаниях, сдаваться или нет? А между тем утром 20-го числа мятежники стали приближаться к пригороду. Впереди везли возы сначала на лошадях, а потом на людях; за возами шла толпа, готовая броситься на штурм. С городской стены открыли было огонь, но когда заметили, что инсургенты подошли уже близко и намерены зажечь сено и солому, то, опасаясь пожара, жители просили остановиться.

– Не подвигайте возов близко, – кричали они, – дайте нам сроку до завтра посоветоваться, мы сдадимся без драки!

Возы были остановлены, и перестрелка прекратилась [532].

Майор Скрипицын приказал всей команде, жителям и духовенству быть готовыми к сдаче пригорода и крепости, а сам отправил парламентера к Пугачеву спросить, «не будет ли его, майора, и команду казнить, за чинимое до того договору сопротивление». Ему отвечено, что государь не только не казнит его, но оставит командовать своими, но только с условием, чтобы при сдаче команда оставила свои ружья, пушки и, выйдя из крепости в открытое поле, ожидала прибытия самозванца.

Вечером, 20 июня, все караулы в Осе были сняты, захваченные в плен в предыдущих сражениях мятежники выпущены на свободу, а убитые и валявшиеся до того в форштадте ночью похоронены.

Утром, 21 июня, в городе тихо прозвонили в колокола и отворили ворота. Жители и войска, имея во главе майора Скрипицына и поручика Пироговского, вышли с колокольным звоном из города с иконами, хлебом-солью и со знаменем. «Обезоруженные солдаты, – говорит очевидец [533], – распустив волосы по плечам, уныло шли к нам». При приближении самозванца все встали на колени, а Скрипицын приказал преклонить знамя.

– Бог и государь тебя прощает, – сказал Пугачев, обращаясь к майору, и приказал не брать у него шпаги. – Если будешь служить верно, то получишь награду.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию