История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Кавказ. Том 1 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 85

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Кавказ. Том 1 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 85
читать онлайн книги бесплатно

Главную и любимую пищу кара-ногайца составляет кирпичный чай – как русский без хлеба, так кара-ногаец без чая обойтись не может. Хлеба кара-ногайцы не употребляют вовсе или очень мало. Кроме чая кара-ногайцы едят вареное пшено, небольшие пышки, жаренные в сале, и бишбармак — блюдо из баранины и риса. Мясо едят только в дни годовых и торжественных праздников, да и то только богатые. Пьют бузу, приготовляемую из пшена, и арак — род спиртного напитка из молока, а также кымыз.

Ногаец может быть несколько дней очень воздержан в еде и довольствоваться одной пышкой или чуреком, зато, если представится случай, будет пить чай, сколько бы ему ни предложили, и съест несметное количество пищи.

Все ногайцы ленивы, но кара-ногайцы и едишкульцы отличаются особой ленью и неспособностью к продолжительному труду. Летом они предаются полнейшему безделью, по целым дням сидят возле кибиток с небольшими трубочками во рту и слушают хабар (новости), в которых нет недостатка. Каждый, проезжая мимо аула или кочевья, считает долгом заглянуть к приятелю выпить чаю и тут-то в угоду хозяину обязан рассказать какую-нибудь новость, хотя бы и выдуманную. Надо сказать, ногайцы вообще не брезгуют выдумками и сочинением небылиц. С отъездом гостя хабар летит от хозяина во все концы аула, часто приукрашенный и преувеличенный. А потом молниеносно разлетается по всему пространству кочевья кара-ногайцев.

Среди нескольких десятков тысяч ногайцев можно едва насчитать несколько честных людей. За кусок калмыцкого чая каждый готов присягнуть за преступника, как бы тяжко ни было его преступление. И не откажется обвинить хорошего человека, будто он первейший вор и мошенник. «Нужно ли сочинить самую несправедливую кляузу, стоит только обратиться за этим к первому встречному мулле, и он за монет (рубль серебром) насоберет таких фактов, какие не приходили в голову и самому просителю».

Ногайцы с виду кажутся простыми, но на самом деле чрезвычайно изворотливы. Русских законов не боятся по той простой причине, что все население за воровство, а не против него. Из двадцати обвиняемых наказывают только одного, а остальных по недостатку улик оставляют в подозрении. Кара-ногайцы не грабят, не убивают – они занимаются преимущественно тем, что называется мелким воровством. Стащить где-нибудь лошадь, скотину или барашка… Кара-ногаец почти никогда не нападает на человека и никогда не применяет оружия. К последнему он прибегает только при защите стад от зверей и себя от внешних врагов, которыми окружен со всех сторон и которых с малолетства привык бояться.

Ногаец привержен к старине и ни за что не согласится воспользоваться каким-нибудь полезным нововведением. Проводя все время в разъездах и праздности, многие из них, как, например, бештау-кумцы и калоусо-саблинцы, отличные наездники, стройны, довольно привлекательны, превосходные стрелки, так же ловки, как горцы, но все без исключения грязны и неопрятны: ногаец моется очень редко, и оттого внешность его много теряет, как бы хорош и статен он ни был.

Та же неопрятность заметна и в одежде. Люди среднего достатка носят поверх белья бешмет (каптал), с газырями или без, но менее аккуратного покроя, чем черкесский, у ногайцев он всегда мешковат и спускается ниже колена. На спине бешмета делается четырехугольная нашивка в 21/2 или 3 квадратных дюйма из красного или черного сукна или сафьяна, иногда обшитая серебряным галуном. В этих четырехугольниках ногайцы носят молитвы, которыми их снабжают корыстолюбивые эфенди и муллы. Поверх бешмета надеваются цветной суконный халат, суконный или демикотоновый стан — штаны, опоясанные ремнем (бельбеу) с привязанным к нему ножом (пшяк), вложенным в красные или черные сафьяновые ножны, баранья шапка с суконной верхушкой и аракшин или аракчин — ермолка, вышитая серебром, которую носят только пожилые и богатые, составляют головной убор. На ногах ногайцы носят сафьяновые черные сапоги – вроде чулков, без подошв, подборов и задников, на которые надеваются сафьяновые же красные или черные башмаки с прочными подборами. Кара-ногайцы носят сапоги с высокими каблуками.

В холодную погоду мужчины надевают шубу (тон-шуга), крытую синим или черным сукном, нанкой или плисом. «Бедный класс, – пишет А. Архипов, – довольствуется грубой одеждой, приготовляемой дома. Нагольный полушубок, простой бешмет, армяк из толстого сукна, мужицкие или солдатские сапоги, купленные где попало, поршни для домашних работ, шапка и прочая принадлежность – все грязное, оборванное, изношенное. Праздничные костюмы несколько опрятнее и ценнее, но с неизбежными прорехами, заплатами из всевозможных тряпок и с наставками самыми пестрыми и разнообразными. Нередко встретить можно таких оборванных господ, живя в аулах, что, право, трудно бывает решить, что такое напялено на их плечи. Например: бешмет, потерявший свой верхний слой от усердной долговременности, держится еще на нем кое-как, скрепляясь проношенной подкладкой и совершенно сливаясь с загорелой кожей тела, тоже проношенного чуть не до дыр. Иной щеголяет в остатках солдатской шинели без пуговиц, конечно, без воротника и рукавов, отслуживших век свой верой и правдой многим владельцам. Словом, правоверный ногай, смотрящий на все окружающее его, как и на самого себя, с подобающим хладнокровием и бесстрастием, не чуждается никаких лохмотьев. Нет обноска, который бы ему не пригодился. Все это нашивается слоями на всякую новую прореху и копится на спине и боках сряду по нескольку лет».

Женщины из зажиточных семей носят желтую или красную рубаху, полосатые или узорчатые ситцевые шаровары, белый коленкоровый татар (покрывало), красные или желтые сафьяновые туфли или башмаки. Поверх рубахи надевают красный канаусовый или из другой материи бешмет с серебряными петлицами (тёс-тюйме) на груди, иногда пришивают по бокам серебряные бубенчики. Поверх бешмета носят красный сафьяновый пояс с большими пуговицами из серебра и такими же большими застежками (кусак) с вделанными в них бледно-мутного розового цвета меккскими камнями. В одной из ноздрей и в ушах носят серебряные или стальные кольца-серьги, а на руках серебряные и медные браслеты. «Молодые и замужние женщины носят часто на лбу или под подбородком серебряное украшение бет-аяк, состоящее из серебряных цепочек и колечек, укрепленных концами к серьгам, вдетым в разодранные их тяжестью уши».

Серебряные украшения – это страсть ногайской женщины. Бедная, оборванная и грязная, она прикрепляет к своим лохмотьям несколько серебряных монет или даже разрозненные и изломанные серебряные крючки и довольна тем, что имеет блестящую безделку.

Головной убор замужней женщины составляет небольшой платок или просто кусок холста, обмотанный вокруг головы, поверх которого накидывается неизменный татар, опускающийся сзади почти до пяток. Богатые женщины носят белую канаусовую чадру (то же покрывало), обшитую по краям золотыми монетами, а бедные ограничиваются простым холстинковым покрывалом, но и те и другие тщательно скрывают от посторонних свое лицо, выставляя для любопытных только один глаз.

Девушки до замужества вместо татара носят меховые шапочки с красными верхушками, обшитыми крест-накрест или серебряным галуном, или тесемками из литого серебра, с серебряной маковкой на верхушке. Этот убор весьма красив на гладко причесанных блестящих смолистых волосах, в которые заплетается шаш-бау — белое полотенце, скрученное жгутом и опускающееся сзади почти до самой земли. Бешмет также носят и девушки, но они больше любят кафтан из ярко-красного сукна, надеть который считают самым большим щегольством.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию