История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 56

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 56
читать онлайн книги бесплатно

Из других праздников замечательны у грузин: праздник Успения Божией Матери и Геристоба, или праздник в честь ев. Георгия.

Народ по преимуществу чтит Богоматерь. Часто грузин не знает ни одной молитвы, но всегда призывает на себя покровительство Божией Матери. Месяц август, на грузинском языке, носит название мариамобистве, то есть Св. Марии. Во все продолжение августа многие женщины ходят босиком по обету. Основанием к тому послужило то, что св. Нина, просветительница Грузии христианскою верою, столь чтимая народом, пошла в Грузию по избранию и указанию Богоматери [20].

Праздник Успения Божией Матери известен под именем самеба и в некоторых местах Грузии празднуется с особым торжеством. В этом отношении особенно замечательны два праздника:

Алёвский – в Карталинии, неподалеку от города Душета, и Марткопский, – в Кахетии, в древнем монастыре Св. Антония, в 24 верстах от Тифлиса.

Подошвы гор у храмов, в обыкновенное время пустынные, оживляются в этот день множеством богомольцев, располагающихся в палатках, шалашах или просто под открытым небом. С наступлением сумерек, накануне праздника, гора блистает тысячами огней, оглашается звуками зурны и песнями сазандаров – поэтов-импровизаторов.

В Карталинии, в деревушке Арбо, 22 августа празднуется с особым торжеством Геристоба – праздник в честь Георгия Победоносца.

Грузины признают Георгия под шестидесятью тремя различными названиями: Каппадокийский, Вифлеемский, Квашветский и проч. Оттого грузин, обращающийся с молитвой к святому, произносит: «Да управит Бог руку нашу, и да сопутствуют нам всегда шестьдесят три святых Георгия».

Все названия этого святого прописываются в авгорозе — большом листе бумаги, на котором по краям изображен святой и пишется первая глава Евангелия Иоанна и разные молитвы. Чаще же всего на таком лоскутке бумаги пишется письмо, по преданию, будто бы писанное Иисусом Христом к Авгарю, царю эдесскому. «Кто его иметь будет при себе, – сказано в письме, – к тому не осмелится прикоснуться дух и какие бы то ни было опасности…» Носящий это письмо застрахован от нечистой силы. Лист складывается особенным образом, зашивается в канаусовый мешочек, носимый на груди вместе с крестом, или же пришивается на правом плече бешмета, около разрезов, под мышкой.

Деревня Арбо лежит неподалеку от Патара-Лиахви. В центре ее находится церковь во имя св. Георгия, по преданию построенная царицей Тамарой. В церкви стоит икона св. Георгия, сделанная в виде креста из позолоченного серебра. Близ храма есть особенное место, куда богомольцы приводят коров, овец и петухов для принесения в жертву Георгию. Хозяин не может сам зарезать свою жертву, он просит о том натэби — лицо, собственно только для этого избранное. Зарезав приведенное животное, натэби берет за это в свою пользу половину туловища, голову и шкуру. После жертвоприношений и обедни начинаются игры. Тут появляются и кадаги — личности, близко подходящие к тем, которые называются у нас кликушами.

В глазах простого народа кадаги считаются провозвестницами гнева небесного и избранными для обличения. Простолюдин полагает, что эти существа больны от образа. Грузины толпою следуют за кадагой [21] и, слушая с полным вниманием их несвязные речи, с подобострастием исполняют все приказания, как бы тягостны они ни были. Народ верит словам их безусловно. Перед пророчеством такая женщина падает на землю, приходит в исступление, корчится, рвет на себе волосы, ударяет руками и ногами о скалистую землю, во рту выступает пена, лицо ее искажается – и в таком виде начинается пророчество.

– Ты грешный человек, – говорит кадага, обращаясь к кому-нибудь. – Прошлого года, в такой-то день, перед вечером, ты затеял богопротивное дело. Не отнекивайся! Ты не помнишь… забыл, но от меня ничего не скрыто – я все знаю. Иди-ка лучше, несчастливец, вот в такую-то церковь, помолись там образу да зарежь потом корову.

Иногда кадага приказывает взойти на какую-нибудь высокую гору, где находятся остатки древнего монастыря, или просто покаяться в своих грехах в духане (мелочная лавочка). Грузин, к которому обращено было подобное обличение кадаги, припоминает, что раз действительно подумал о недобром деле, берет деньги и отправляется куда приказано. После подобного пророчества всякое веселье прекращается; народ делается унылым, повсюду слышатся глубокие вздохи, ударение себя в грудь, сопровождаемые словами: «Очисти нас, Боже, очисти».

Кроме этих порченых существ, у грузин есть мкитхави (гадальщицы) и екими (знахарки).

Мкитхави – это женщины, которые рассказывают будущее, не стесняясь ни лицом, ни званием, но предсказанию их преимущественно подлежат только сердечные стороны и желания. Знахарки – это туземные, доморощенные лекари, к которым грузины часто обращаются за советом.

У них существуют свои собственные лекарства. От подагры надо достать лапку зайца, убитого накануне Рождества, и носить ее несколько дней под рубашкой. Если болит правая нога, то надо носить левую заячью ногу; если левая – то правую. От ревматизма надо живую змею поджарить на сковороде и добытым таким образом жиром производить втирание, пока не получишь облегчения, или, по крайней мере, до тех пор, пока не наскучит.

От золотухи ребенка бреют, надевают на голову холстинную ермолку, пропитанную смолой, и в таком виде оставляют его на две недели. Потом, когда смола вопьется в тело, ермолку разом срывают с головы. Туземцы полагают, что эта операция помогает росту волос.

Лихорадку прогоняют десятью зубчиками чесноку, который толкут, мешают с медом и дают больному натощак. Целый день больной не должен пить, несмотря на сильную жажду, – иначе лекарство не подействует.

От бельма толкут кизиловые косточки и вдувают в глаз; от глухоты прикладывают к уху корень травы хариз-дзири. Корень этот необходимо держать крепко, ибо он имеет такое влечение к больному уху, что может вырваться из рук и войти внутрь головы больного.

От сглаза совсем другой способ лечения. Взойдя на тахти, знахарка берет от хозяйки пояс и, подойдя к девушке, начинает нашептывать над ее головой. Потом дает один конец пояса в руки пациентки, начинает измерять его локтем, сопровождая это действие вздохами и отчаянными зевками. Минут с десять продолжается подобное заклинание от порчи глазом. Частое зевание знахарки служит знаком тому, что девушку сглазили очень сильно, ибо при последнем, третьем, измерении пояс оказался не в меру длинен – значит, помочь трудно.

Глава 3

Суеверие и предрассудки грузинского народа


Наступает весна в Грузии. Черные шиферные горы, почти целый год мрачные, одеваются теперь яркою зеленью, поля покрываются травою; миндальные деревья укутаны серебром, персиковые – пурпуром; воздух полон аромата. Длинные вереницы журавлей тянутся на наш север, ласточки щебечут…

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию