Императоры глубин: Акулы. Самые загадочные, недооцененные и незаменимые стражи океана - читать онлайн книгу. Автор: Уильям Маккивер cтр.№ 60

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Императоры глубин: Акулы. Самые загадочные, недооцененные и незаменимые стражи океана | Автор книги - Уильям Маккивер

Cтраница 60
читать онлайн книги бесплатно

Согласно Адаму Вельцу, журналисту из Кейптауна, правительство ЮАР только поощряет плохо организованную рыболовную промышленность, выдавая лицензии политически близким компаниям. С 2013 года, по данным Вельца, от трех до шести судов для демерсального (то есть прямо над дном океана) ярусного лова, снабженные каждое 2 тысячами наживленных крючков, непрерывно работают на протяжении сотен километров вдоль Южного побережья ЮАР [3]. Учитывая это обстоятельство, а также большое количество акульих сетей, окружающих берега страны, неудивительно, что такие виды, как большая белая и тигровая акула, мало-помалу исчезают из этой некогда изобиловавшей ими области земного шара. Исследователи из Стелленбосского университета недавно подсчитали, что в южноафриканских водах ныне живет лишь от 353 до 522 особей больших белых акул. «В водах ЮАР их осталось очень мало, – сказала Сара Андреотти, профессор ботанико-зоологического факультета университета и ведущий автор исследования. – Если ситуация не изменится, южноафриканским большим белым акулам попросту грозит вымирание». Работа основана на шестилетних полевых исследованиях. На данный момент это крупнейший экспериментальный проект по изучению популяции больших белых акул.

Как и Вельц, известный эксперт по большим белым акулам Крис Фоллоуз винит в сокращении их численности ярусный лов. В 2013 году южноафриканское правительство для увеличения рабочих мест учредило программу «Операция Факиса» («Торопись»), выдав шесть разрешений на ярусный лов в области между Игольным мысом и городом Ист-Лондон. Эти разрешения привели к перелову многих видов акул. Надо сказать, что южноафриканское правительство подозревало об этом и образовало охраняемый морской заказник на южном побережье вдоль заповедника Де Хооп к западу от бухты Мосселбай. Морской заказник Де Хооп тянется на 5 километров в глубь моря и имеет важное значение для охраны морских обитателей. Поскольку многие посетители заповедника стремятся увидеть с дюн охраняемых южных китов, Де Хооп приносит стране значительную прибыль как туристическая достопримечательность. К сожалению, он находится рядом с зонами, где разрешен ярусный лов. Рыболовецкие суда ловят акул, перемещающихся вдоль восточной границы морского заказника. В результате дайверские компании сообщают о значительном снижении численности больших белых и остальных акул в охраняемых водах. Хотя целью «Операции Факиса» было создание новых рабочих мест и увеличение экспорта акул, все более отчетливо виден вред, который это причинило местным экосистемам. Мне вспомнились разговоры в Greenpeace о том, как при ярусном лове убиваются все морские жители без разбора. Кроме того, ярусный лов нацелен на мелкие виды акул – например на суповую и кунью акулу, излюбленных жертв больших белых акул. «Ярусные суда вылавливают в последние годы все больше рыбы, и мелкие виды акул уже на грани вымирания», – пояснил Фоллоуз. Молодые белые акулы умирают от голода, а выжившие уплывают в другие места. Кроме того, при ярусном лове происходит незаконное уничтожение молодых больших белых акул.

Хотя Министерство сельского хозяйства, леса и рыбной ловли ЮАР, отвечающее за добычу рыбы в стране, собирает данные по отлову рыбы и изменениям популяции, оно еще не выпустило отчета с конкретными данными по оценке популяции акул мелких видов. На данный момент еще не существует научных публикаций, которые доказывали бы, что ярусный лов приводит к вымиранию акул. К негодованию Фоллоуза, правительство ЮАР считает, что бремя доказательства лежит на нем и других борцах за охрану акул, таких как Роша; сам же он считает, что это министерство должно доказать, что ярусный лов не несет угрозы популяции акул. В любом случае, создавая рабочие места на судах ярусного лова в ущерб индустрии акульего туризма, приносящей экономике десятки миллионов долларов, правительство ЮАР, вероятнее всего, жертвует долгосрочной экономической стабильностью ради краткосрочной выгоды, поскольку живые акулы тоже создают рабочие места и приносят прибыль. Одна только индустрия ныряния в акульих клетках оценивается в 1 миллиард рандов (70 миллионов долларов США) [4]. И тем не менее, несмотря на всю важность акул для пищевой цепочки в море, охрана акул совершенно не волнует южноафриканское правительство – единственное в мире, которое пропагандирует ярусный лов как программу экономического стимулирования и создания новых рабочих мест.

«Все взаимосвязано, – напомнила мне Роша. – Поскольку акулы играют такую важную роль в поддержании равновесия морских экосистем, их отсутствие в океане будет иметь тяжелейшие последствия для миллионов людей, для которых океан – важнейший источник пищи. Также очень важно не утратить акул как один из венцов творения живой природы».

Защита акул, по словам Роша, требует жесткой поддержки усилий по их охране со стороны различных организаций и ученых – создания морских заказников и акульих заповедников, а также жесткого контроля за методами рыбной ловли, в том числе ограничений на вылов, полного запрета на отрезание плавников, а прежде всего – контроля за исполнением всего этого, контроля, не отступающего даже перед судебным преследованием нарушителей.

«Наша главная ошибка, – сказала Роша, – состоит в том, что мы поставили себя выше всех остальных живых существ на планете и утратили связь с природой, забыв, что на деле мы сами – часть природы, так что, вредя другим организмам, мы вредим и сами себе. Поскольку все взаимосвязано, мы должны спасти наших акул, чтобы спасти самих себя. У нас просто уже не осталось времени – как и у них».

На основе своей кампании «Думай об акулах иначе» Роша запустила еще одну – «Думай о хищниках иначе», которая освещает отрицательные последствия уменьшения популяции акул для самих южноафриканцев. В кампании Роша придумали табличку-указатель, который разместили в аквариумах всего мира. Он гласит: «Осторожно, хищник!» Ниже мелкими буквами следует информационный абзац: «Homo sapiens, свирепый хищник, водится как в холодной, так и в теплой воде, охотится на акул, сдирая с них кожу заживо и оставляя тонуть в открытом море. Потомство, не получившее достаточного образования, может имитировать поведение взрослых особей».

В 120 километрах к востоку от Кейптауна в красивом курортном городке Херманус расположена штаб-квартира организации, цель которой в значительной мере отличается от фонда Лесли Роша. Некоммерческая организация «Сохранение акул в ЮАР» (South African Shark Conservancy, SASC) ставит своей задачей рациональное использование морских ресурсов, в частности акул, у побережья ЮАР. SASC – это не организация вроде Greenpeace, она не собирается положить конец нелегальному коммерческому лову в мире, но ищет возможности для рационального лова. С уменьшением биоразнообразия в океанах, по мнению SASC, на стол людям начнут попадать другие виды – например акулы и скаты. Поскольку это неизбежно, то их вылов должен быть как можно более рациональным, чтобы следующим поколениям еще что-то осталось. Расположение штаб-квартиры просто невероятно. Она занимает 140 квадратных метров и находится на скале над изогнутым пляжем с белым песком и прозрачными зеленоватыми водами Атлантики. Воздух здесь пахнет солью. Внутри здания меня ожидала Тамсин Цвейг – старший научный сотрудник организации. Она пришла в организацию в 2010 году еще волонтером и поднялась до должности руководителя консервационного проекта «Акулы на крючке», реализующегося в сотрудничестве с рыбаками-любителями, действующими по принципу «поймал-отпустил». Любительская рыбалка в ЮАР чрезвычайно популярна. Согласно сайту SASC, в 2007 году она принесла стране 2,5 миллиарда рандов (175 миллионов долларов), то есть примерно на 80 % больше, чем внутренний коммерческий лов [5]. Однако эта сумма более чем вдвое меньше денежного эквивалента объема коммерческого рыболовного экспорта страны. Правительство склонно поощрять освоение рыбных ресурсов, в том числе добычу акул. Цвейг признает это и понимает, как важно работать с рыбаками-любителями для сбора данных о коммерческом лове и учить их правильно отпускать акул, чтобы они гарантированно выжили, поскольку рыбалкой по принципу «поймал-отпустил» на акул и скатов занимается множество местных рыбаков.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию