Армия Наполеона - читать онлайн книгу. Автор: Олег Соколов cтр.№ 170

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Армия Наполеона | Автор книги - Олег Соколов

Cтраница 170
читать онлайн книги бесплатно

21–22 мая 1809 г. в знаменитой битве при Эсслинге снова блистательно зарекомендовали себя немецкие союзники, на этот раз гессенцы, поддержанные уже упомянутой нами баденской бригадой. На долю этих войск выпала задача оборонять деревню Асперн от многократно превосходящих по численности австрийцев.

Вот как описывает знаменитый историк кампании 1809 г. и ее активный участник генерал Пеле эту героическую оборону: «Массена, то на коне, то пеший со шпагой в руке, ободрял всех пламенным взглядом. Он водил солдат в атаку и руководил обороной. Вокруг него падали убитые и раненые адъютанты, но пули словно щадили “любимого дитя победы”. Во главе неустрашимых 26-го и 18-го полков, доблестных гессенцев и баденцев… маршал не прекращал сражаться с окружавшими его австрийцами. Французы превзошли здесь самих себя, а иностранные части старались сравняться с ними в отваге» [767].

Пылающий Асперн переходил из рук в руки. Когда в деревню в очередной раз ворвались австрийцы, несколько стрелков гессенского Лейб-полка оказались отрезанными от своих. Командование над этой группой принял простой горнист по фамилии Вальц. Гессенцы забаррикадировались в каменном доме и мужественно отражали яростные атаки врага. Когда австрийцам все же удалось выломать двери и ворваться внутрь, Вальц, уже раненый, перевел оставшихся в живых товарищей на второй этаж. Горстке храбрецов удалось продержаться там до тех пор, пока австрийцы не были в очередной раз выбиты из Асперна.

В то время, пока пехота Рейнской конфедерации храбро защищала Асперн, немецкая кавалерия вместе с французской без устали ходила в атаки, чтобы прикрыть слабый центр наполеоновской армии. В этих атаках также отличились гессенцы (шеволежеры) и баденцы (легкие драгуны).

Признавая огромные заслуги союзных полков, Император посетил 29 мая гессенские части на острове Лобау, и двадцать два креста были лично вручены им отважным немецким солдатам. Был награжден и уже известный нам горнист Вальц, и его товарищи, оставшиеся в живых.

Впрочем, было бы, без сомнения, неверно утверждать, что с 1809 г. немецкие и другие союзные части стали неразрывной составляющей единой императорской армии, и их боевые качества равнялись таковым у французских полков. Если баденцы, гессенцы и вюртембержцы повсюду вели себя безупречно, ни в чем не уступая своим французским товарищам по оружию, то были и другие, если и отличившиеся, то скорее в отрицательном смысле. Прежде всего это относится к молодой вестфальской армии.

Как известно, Вестфальское королевство было создано на северо-западе Германии по условиям Тильзитского мира из земель, отторгнутых из Пруссии, а также из ликвидированного Брауншвейга и Гессен-Касселя. Королем вновь созданного государства стал самый молодой из братьев Наполеона – Жером. По настоянию императора на этих землях были проведены самые радикальные либеральные реформы. Его целью было превращение Вестфалии в некое «государство образец» со стройной административной системой, эффективным судопроизводством и передовой экономикой, за счет этого он хотел покорить сердца немцев «моральным завоеванием», одновременно дав пример для других германских земель.

По целому ряду обстоятельств эксперимент с Вестфальским королевством дал лишь весьма посредственные результаты. Виной тому – сложный комплекс причин, среди которых самой бесспорной была неспособность юного Жерома управлять вверенным ему государством.

Что же касается армии, то, хотя ее формирование началось буквально с первых месяцев существования королевства, процесс этот шел, мягко говоря, очень непросто. Дело в том, что сила традиций в создаваемой армии начисто отсутствовала, ее пришлось набирать из самых разнородных элементов. Особенно были слабы командные кадры, состоявшие из смеси бывших прусских, гессен-кассельских и ганноверских офицеров, в ряды которых были влиты также выходцы из французской армии, часто далеко не самые лучшие.

Трудно шел и процесс конскрипции, враждебно воспринятой населением. Наконец молодой, любящий удовольствия король думал прежде всего о внешнем облике войск, а не об их боеготовности. Несмотря на все наставления царственного брата, Жером тратил деньги на чрезмерно роскошную униформу гвардии и на дорогостоящий кирасирский полк, хотя Наполеон и предупредил его, что создание тяжелой кавалерии будет непосильным бременем для маленького королевства. На войну король отправился в сопровождении огромной пышной свиты, комично диссонирующей с размерами и возможностями его королевства. «Во время нашего вступления (в Лейпциг), – рассказывал один из вестфальских офицеров, – я в первый раз получил представление о том, какое огромное количество лошадей, карет, пеших слуг и прочего бесполезного багажа король вез за собой. Я слышал, что, кроме камергеров и других придворных бездельников, были взяты с собой в поход даже комедианты и танцоры!» [768]

А вот что написал Жерому Император: «Профессия солдата – это не профессия придворного. Я был едва в ваших годах, когда завоевал всю Италию и разбил австрийские армии… Но вокруг меня не было льстецов, не было дипломатического корпуса, который бы я таскал за собой. Я не говорил повсюду, что я брат императора, короля и т. д., а занимался тем, что бил врага… Вы же избалованный молодой человек, хотя и наделенный многими врожденными качествами. Боюсь, что от вас не дождаться ничего хорошего…» [769].

В результате вестфальские войска, прямо скажем, не блистали на поле брани. Сам король докладывал о поведении полков его армии в бою с «черным» брауншвейгским легионом под Эльперном в августе 1809 г.: «Едва только колонна (пехоты) оказалась в зоне огня брауншвейгских егерей, засевших за заборами, ее уже невозможно было ни двинуть вперед, ни развернуть в линию. Командирам стоило большого труда не дать солдатам побросать оружие и сдаться в плен… Мой 6-й линейный полк и второй батальон 1-го были столь запуганы огнем врага, что генералу Ревбелю не удалось занять деревню Эльперн, хотя он три раза становился во главе этих частей и три раза вел их в огонь. Этот достойный командир, отчаявшись в том, что происходит, повел за собой бергский пехотный полк и полк Вестфальских кирасир, с которыми он взял штурмом деревню. Последние полки действовали с особым отличием, ибо они находились среди двух полков, не желающих идти вперед. Все, что удалось сделать генералу Ревбелю в отношении 6-го линейного и второго батальона 1-го полка, – это не дать им разбежаться… Единственное, что как-то прощает поведение 1-го и 6-го полков, то, что никто из солдат, их составляющих, не был в огне, а половина даже ни разу не стреляла из ружья» [770].

Не слишком блестящими в ходе кампании 1809 г. были также действия Саксонской пехоты. Армия короля Фридриха Августа саксонского, ставшего с 1806 г. верным союзником Наполеона, сохранила многие архаичные черты войск XVIII века, начиная от системы комплектования и тактики, вплоть до старомодной униформы, напоминавшей времена Фридриха Великого. Если в кавалерии это в значительной степени компенсировалось прекрасным конским составом и хорошей профессиональной выучкой всадников, то саксонской пехоте восполнить эти недостатки было нечем, и она проявила себя в этой войне как весьма посредственная.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию