Всемирная история. Османская империя - читать онлайн книгу. Автор: Роман Евлоев cтр.№ 28

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Всемирная история. Османская империя | Автор книги - Роман Евлоев

Cтраница 28
читать онлайн книги бесплатно

Самому Баязиду-паше его принципиальность стоила головы. Армия под его командованием встретила самозванца на пути к столице, но Мустафе удалось переманить правительственных солдат на свою сторону демонстрацией шрамов, якобы полученных им в Ангорской битве двадцать лет назад. Законность требований претендента поддержали и многие приграничные османские магнаты, в том числе весьма влиятельные потомки знаменитого Эвренос-бея. Не встретив особого сопротивления, Мустафа занял Эдирне, где начал издавать указы и чеканить собственную монету. Византийцы могли бы торжествовать, но… Радость Иоанна Палеолога от успешного воплощения его планов омрачил высокомерный отказ Мустафы оплатить помощь империи возвратом ей Галлипольского полуострова: «Все турки говорят, что наша надежда – на Галлиполи, и мы никак не можем отдать его». Возмущенные послания греков Дюзме-Мустафа попросту проигнорировал – чего стоит уже оказанная услуга?

В конце 1421 года этот авантюрист, окрыленный успехом, вторгся в Анатолию. Там, на исконно османских землях, удача покинула его. Никто из авторитетных племенных вождей, знававших Мустафу в прошлом, не спешил признавать в претенденте на трон сына Баязида. Отнять же у «племянника» власть силой Мустафа не сумел. Армии двух турецких султанов встретились к северо-западу от Бурсы, на реке Нилюфер, мост через которую загодя разрушили по приказу юного Мурада. Маневры его войска заставили самозванца поверить, что противник собирается обойти близлежащее озеро и ударить с фланга, но в действительности солдаты Мурада быстро восстановили переправу и атаковали с тыла. Мустафа не стал дожидаться разгрома и скрылся, преследуемый победителем буквально по пятам. Напрасно самозванец убеждал Галлипольский гарнизон воспрепятствовать высадке войск Мурада в Европе. Вчерашние союзники отвернулись от него и отреклись от всех своих заявлений – чего стоят посулы побежденного беглеца?

Пока Мурад II на генуэзских кораблях переправлялся через пролив, Мустафа добрался до Эдирне и даже успел вывезти оттуда султанскую казну, но был схвачен по дороге в Валахию и повешен, словно обычный преступник. Способом казни законный султан Мурад II подчеркнул, что самозванец не имеет к династии Османов ни малейшего отношения… Разобравшись с «дядей», юный правитель обратил свой гнев на его сторонников. В первую очередь – на Византию.

10 июня 1422 года десятитысячный турецкий авангард появился под стенами Константинополя. В короткие сроки османы огородили имперскую столицу частоколом и приступили к строительству передвижных осадных башен – с обитыми железом колесами, с толстыми свинцовыми крышами и подъемными мостами они представляли собой серьезную угрозу городским укреплениям. Еще более пугающим новшеством стала впервые примененная турками осадная артиллерия, которую обслуживали наемные германские канониры. Вступать с перепуганным императором Иоанном VIII в переговоры султан отказался, заявив, что собирается покарать его за злые умыслы и беспричинную враждебность к законному повелителю османов. В качестве подтверждения серьезности своих намерений он повелел заковать греческих апокрисиариев [61], среди которых был и Димитрий Кантакузин, главный архитектор византийской интриги с Мустафой, в цепи.

И сановники, и простые жители вдруг «увидели себя на краю гибели». Оборонять город на стены поднялись даже женщины и подростки. Сам виновник осады Иоанн Палеолог был в первых рядах защитников у Романовых ворот. Штурм начался 24 августа после полудня – именно в этот день суфий Мирсаит предрек туркам победу – и продолжался до конца дня. Лаоник Халкокондил утверждал, что на стороне османов бился валашский господарь Влад II, отец Влада Цепеша, более известного как Дракула… По легенде, город спасло чудо. В небе, над летящими стрелами и пушечными ядрами, сражающие узрели лик Богородицы, вселивший в защитников отвагу, а в сердца османов – ужас. В действительности от осады Константинополь избавили вести о мятеже тринадцатилетнего брата Мурада II, «младшего» Мустафы. Византийские источники традиционно приписывают эту неприятность изворотливости политики Палеологов, но на самом деле заслуга в этом принадлежит амбициозному «Великому Караману».

Мятежники обложили Бурсу, но переброска войск от Константинополя вынудила их отступиться. Положение осложнялось тем, что претензии «младшего» Мустафы поддерживали все больше анатолийских бейликов. Неизвестно, во что вылилось бы противостояние братьев, если бы не предательство Ильяс-паши, визиря принца Мустафы. В 1423 году, после ожесточенного сражения близ Изника, Мустафа попал в руки старшего брата и по его приказу был задушен тетивой от лука… К 1426 году Мурад II, чье право на власть больше никому не казалось сомнительным, окончательно вернул в состав османской державы все малоазийские бейлики: Айдын, Гермиян, Ментеше, Теке и прочие – кроме Карамана, находившегося под покровительством Шахруха, сына Тамерлана.

На европейском фронте в это время дела шли не менее успешно. В 1423 году османский полководец Турхан-бей подступил к Фессалоникам. Не имея возможности помочь городу, империя спешно продала его за 50 тысяч золотых Республике Святого Марка [62]. В том же году константинопольские послы прибыли в Эфес в почти тщетной надежде убедить Мурада II заключить мирный договор. После продолжительных раздумий молодой султан все же согласился, но на унизительных и суровых для Византии условиях. За империей оставалась лишь небольшая территория и несколько городов – Анхиал, Деркос и Месемврия. Иоанн VIII, еще недавно собиравшийся манипулировать османскими принцами по своему усмотрению, признал себя вассалом Мурада и обязался выплачивать огромную дань – 300 тысяч золотых монет ежегодно. Чтобы покрыть дефицит бюджета, императору пришлось распродать последние фамильные драгоценности…

Тяжелое положение Константинополя и удачный рейд Турхан-бея на Балканах напомнили европейским соседям о реальности османской угрозы. В ставку султана устремились обеспокоенные послы из Византии, Валахии, Сербии, Трапезунда, Генуи и даже от родосских рыцарей. Не принял Мурад лишь венецианцев… Когда в марте 1430 года османы захватили принадлежавшие республике Фессалоники, султан позаботился уведомить Иоанна, что «не тронул бы этого города, будь он в руках ромеев, но не может допустить венецианцев между ним и греками». Однако жителей Фессалоник Мурад от расправы уберег. Заключенный со Светлейшей Республикой мирный договор гарантировал ее гражданам право свободного морского сообщения и торговли во всех подконтрольных туркам землях, но обязывал за османское терпение выплату ежегодной дани в размере 100 тысяч монет.

В 1431 году турки взяли город Янину, возобновились набеги газиев на приграничные территории венгров, особенно участившиеся после смерти в декабре 1437 года императора Священной Римской империи и венгерского короля Сигизмунда. В середине 30-х годов османы подавили антитурецкие выступления в Албании, Валахии и части сербских земель. Мурад II тем временем занимался модернизацией и реформированием армии. В первую очередь он позаботился о своевременном пополнении рядов янычар и развитии артиллерии – «бог войны» играл на полях сражений все бóльшую роль, всего за одно поколение превратившись из пугающей диковины в важнейший фактор, изменивший правила ратного дела.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию