Поворот под Москвой - читать онлайн книгу. Автор: Клаус Рейнгардт cтр.№ 35

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Поворот под Москвой | Автор книги - Клаус Рейнгардт

Cтраница 35
читать онлайн книги бесплатно

Быстрое сокращение численности личного состава и материальных запасов в соединениях Восточной армии все отчетливее показывало ослабление ее боеспособности. Потери в личном составе Восточной армии насчитывали на 6 ноября 1941 года 686 108 человек, то есть 20,17 % общей численности личного состава соединений Восточной армии, насчитывавшей 3,4 млн человек [135] . ОКХ оценивало боевые возможности соединений Восточной армии следующим образом: пехотные дивизии — 65 % первоначальных боевых возможностей, моторизованные пехотные дивизии — 60 %, танковые дивизии — 35 %. Боевые возможности 136 соединений равнялись боевой мощи 83 полностью укомплектованных соединений. Так как в распоряжении командования не было резервов, готовых к немедленному боевому использованию, то оказалось невозможным быстро восполнить понесенные потери. Русское командование, по данным ОКХ, не хотело без боя сдавать занимаемые позиции. 3 ноября Гальдер отметил, что противник в состоянии «удерживать районы Москвы (Вологда, Москва, Тамбов) и Кавказа».

«Очевидная концентрация военно-воздушных сил противника в районе Москвы, донесения о том, что „Москва заполнена войсками“, доклады агентов о том, что в Горьком формируются новые соединения, — писал Гальдер, — свидетельствуют о том, что Сталин намерен оборонять Москву и использует все наличные силы для защиты столицы».

ОКХ считало, что русская Ставка держит в восточных районах Советского Союза примерно 30 стрелковых, 8 кавалерийских дивизий и 14 танковых бригад, часть которых может быть использована в боевых действиях в европейской части России. Эти подсчеты оказались заниженными. В донесении о «советских соединениях, не принимавших до этого участия в боевых действиях (по состоянию на 10 ноября 1941 г.)», встречается следующая оценка: «13 армий, 36 стрелковых дивизий, 20 кавалерийских дивизий, 3 танковые дивизии, 20 танковых бригад». Поэтому быстрое и легкое наступление группы армий «Центр» на Москву вряд ли могло быть осуществлено. Бывший командующий 3-й танковой группой Гот позднее говорил, что речь шла «не о недолгом преследовании разбитой армии, которая хочет избежать решающего сражения, а о противнике, который был полон решимости оборонять свою историческую столицу всеми средствами».

Поэтому Гот придерживался того мнения, что было бы лучше, чтобы после наступления, похожего на праздничную прогулку, войска перешли к обороне.

Серьезным аргументом против возобновления наступательной операции являлось сильно возросшее во второй половине октября партизанское движение. Гитлер не признавал опасности, которая угрожала немецким войскам в связи с развертыванием партизанской войны. По его мнению, все, кто ее вел, подлежали уничтожению. В беседе с Борманом, Герингом, Кейтелем и Розенбергом 16 июля 1941 года он сказал:

«У этой партизанской войны есть также и свои преимущества: она дает нам возможность уничтожить всех, кто выступает против нас».

Что бы ни говорил Гитлер, но в районе действий группы армий «Центр» были сформированы и брошены против немецких войск новые партизанские отряды. В Калининской, Брянской и Орловской областях уже в августе в лесах были подготовлены партизанские базы и склады оружия и других запасов, достаточные для ведения боевых действий каждым из отрядов в течение четырех — шести недель [136] . В октябре на эти базы пришли партизанские отряды, усиленные солдатами частей Красной Армии, которые оказались в окружении, но избежали немецкого плена. Поэтому командирами ряда партизанских отрядов стали имеющие боевой опыт офицеры и появилась возможность передать этим отрядам оружие и боеприпасы, оставленные войсками Красной Армии. В журнале боевых действий 2-й танковой армии имеется следующая запись от 4 ноября:

«В лесном районе севернее Брянска находятся многочисленные группы партизан, состоящие из бывших солдат-окруженцев и гражданского населения. Их частые нападения наносят нам потери».

Советское командование уже в августе начало проводить в тылу противника специальные учебные сборы по подготовке партизан, которые должны были разрушать пути подвоза вермахта, взрывать железнодорожные линии и мосты, нападать на штабы и мелкие подразделения с целью создать для немецких солдат и офицеров обстановку постоянного беспокойства и неуверенности. Отдел «Иностранные армии Востока» докладывал 7 ноября 1941 года:

«В тылу 4-й армии в последние дни значительно усилилась деятельность партизан… Разрушаются железные и шоссейные дороги, линии связи. Отмечаются случаи нападения на отдельные автомашины».

О нецелесообразности возобновления наступления свидетельствовало и недостаточное снабжение войск группы армий «Центр». Подготовленные для обеспечения операции «Тайфун» запасы в последние дни октября были исчерпаны. В конце октября войска жили практически за счет ежедневных поставок, которые не могли полностью покрыть потребности. Трудности снабжения войск ярко показаны в донесении обер-квартирмейстера 2-й танковой армии от 4 ноября:

«В настоящее время в районе расположения армии нет дорог, обеспечивающих службам снабжения возможность беспрепятственного сообщения с соединениями армии. Поставки по железной дороге в связи с затишьем на фронте покрывают сократившиеся потребности в материальном обеспечении, особенно в горючем и боеприпасах, но о создании новых запасов в соединениях и на армейских складах нечего и думать».

Бок следующим образом обобщил эти трудности, записав 10 ноября в своем дневнике:

«Все армии жалуются на большие трудности со снабжением во всех областях — с продовольствием, боеприпасами, горючим и зимним обмундированием. При настоящем положении с транспортом это невозможно изменить. Недостаток подвоза предметов снабжения, безусловно, существенно затруднит подготовку к наступлению».

Такие же трудности со снабжением имелись в группе армий «Север», а положение в группе армий «Юг» было еще хуже.

Новое наступление в широких масштабах было возможно только после всестороннего изучения потребностей войск и создания необходимых запасов в максимально короткий срок с учетом приближающейся зимы и особенностей действий войск в зимних условиях. Бок сообщал Браухичу, что, если для группы армий ежедневно будет доставляться по 30 составов с предметами снабжения, новое наступление можно будет начать 18 ноября.

«Если накопление материальных запасов путем интенсивного подвоза невозможно, то я буду вынужден отдать приказ перейти к обороне на зимний период», — писал Бок в своем дневнике.

Положение на железнодорожном транспорте, а также нехватка грузовых автомашин не позволяли быстро создать нужные запасы. Группа армий нуждалась в получении ежедневно по меньшей мере 32 железнодорожных составов груза, но ОКВ не могло обеспечить этих потребностей из-за нехватки подвижного состава. Генерал-квартирмейстер сухопутных войск докладывал начальнику штаба сухопутных войск, что создание материальных запасов для возобновления операции может быть завершено только к концу ноября. Из этого вытекало, что любое наступление, предпринятое до этого срока, придется вести недостаточными силами и при неудовлетворительном материальном обеспечении. Отрицательное влияние оказывала конфигурация линии фронта. Фланги группы армий «Центр» на севере, в полосе действий 9-й армии, и на юге, в полосах действий 2-й танковой и 2-й общевойсковой армий, были не прикрыты и могли подвергнуться ударам противника. Ни группа армий «Север», ни группа армий «Юг» не могли присоединиться к наступающим войскам фон Бока. Особую опасность при этом представляла брешь, образовавшаяся на юге, так как там 2-я и 6-я армии временно не имели соприкосновения, да и непосредственная связь между группой армий «Центр» и 6-й армией была прервана. Отставание 6-й армии становилось все больше, так как она приостановила продвижение в восточном направлении из-за трудностей материального обеспечения, в то время как 2-я армия продолжала продвигаться. Командующий 6-й армией 22 октября докладывал командованию группы армий «Юг», что наступление через Донец невозможно. В донесении командующего 6-й армией говорилось: «Достигнута та граница, когда тетива лука натянута до предела». 26 октября командование армии приказало своим соединениям прекратить продвижение и доложить о занимаемых позициях. Поэтому дальнейшее продвижение войск Бока на восток привело бы к еще большей растянутости флангов и к увеличению бреши между основными силами группы армий и фланговыми объединениями. Энергичный противник мог бы получить шанс нанести удар по флангам, особенно по южному, и в тыл группы армий «Центр». В ходе многочисленных переговоров между командованием группы армий и ОКХ выражалась взаимная озабоченность тем, что южный фланг открытый.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию