10 тысяч лет русской истории. От Потопа до Крещения Руси - читать онлайн книгу. Автор: Наталья Павлищева cтр.№ 45

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - 10 тысяч лет русской истории. От Потопа до Крещения Руси | Автор книги - Наталья Павлищева

Cтраница 45
читать онлайн книги бесплатно

Первый раз князь Игорь достаточно легко отразил нападки печенегов, не имевших большой силы, но ему пришлось вернуться к этой проблеме еще через пять лет — в 920 году. Летопись сообщает, что «Игорь воеваша на печенеги», почему-то историки считают, что снова отражал набег. Но «воеваша на» больше похоже на нападение. Возможно, князь просто предупредил вылазку кочевников и побил их превентивно, так сказать. Во всяком случае, был заключен договор, и довольно долго печенеги выступали даже вместе с русскими. В остальное время князь занимался домашними делами, то есть наводил порядок на своей земле.

В 941 году князь Игорь сделал попытку, как и другие до него, посетить с недружественным визитом Константинополь. Поход оказался крайне неудачным, почти весь русский флот греки сожгли своим знаменитым «греческим огнем» — горючей смесью на основе нефти, об этом расскажу чуть позже. Князь вернулся в Киев с остатками войска, низко опустив голову, но своей затеи не забыл. Вторую попытку в том же направлении Игорь совершил уже в 944 году, собрав огромную противовизантийскую коалицию. С русами шли, помимо многих славянских племен, даже печенеги.

Император Роман Лакапин, и так с трудом державшийся на троне, предпочел не воевать с сильным врагом, а откупиться. В стан Игорева войска еще на Дунай отправились послы с предложениями, от которых было трудно отказаться. Князь собрал для совета воевод, сообща решили не рисковать, тем более что подкупленные греками печенеги в любой момент могли повернуть свое оружие против сегодняшних союзников. Князь Игорь согласился взять огромную дань и не пересекать границу Византийской империи. Хотя удалось получить большую плату, даже не приблизившись к врагу, вряд ли это удовлетворило Игоря.


Князя Игоря наши летописи особо не жалуют. Потомкам запомнилось, что он подавил восстание древлян, заключал договоры с печенегами, воевал с Византией, в первом походе его флот был сожжен «греческим огнем», второй поход оказался практически демонстрацией силы без боевых действий, а потом князь сгинул в древлянских лесах во время сбора дани. Но если присмотреться к скупым данным о жизни князя Игоря внимательнее, то вырисовывается совсем другая картина. Игорь, бывший при князе Олеге на вторых ролях, не торопил события.

В 912 году, когда умер опекун, князю было уже за тридцать. В 941 году, когда разразилась первая русско-византийская война, он был умудренным опытом человеком за шестьдесят. И за долгую политическую жизнь ему многое удалось. Не торопясь, спокойно князь сумел добиться впечатляющих успехов, которые приводили в ярость греков, в трепет хазар, вызывали уважение венгров и печенегов. Но самым важным было заключение русско-византийского договора 944 года.

На сей раз Русь настояла на появлении византийских послов в Киеве. Это было впервые, обычно договоры заключались под стенами Константинополя, и никакие послы в Киев не отправлялись. Впервые Русь встала в один ряд с заносчивой Византией. Примечателен и сам текст: если в договоре князя Олега впервые прозвучало «Мы от рода Русского», то Игорь выступал от «всех людий Руския земли», то есть как представитель власти, а не просто как светлый князь, стоящий во главе князей племен. Кроме того, договор был сначала подписан в Константинополе императором Византии и только потом утвержден русским князем, Русь выступала как победившая держава, а не союз варварских племен! Сам договор удивительно подробен, он регламентирует все стороны отношений между русами и греками и в сфере межгосударственных отношений, и в сфере торговли и даже определяет места и время рыбной ловли на побережье Черного (Русского) моря… Судя по всему, был заключен и тайный военный договор.


С того самого времени, когда была подробно изучена «Повесть», не утихают споры о явных нестыковках, обнаруженных в ней. Я уже писала об откровенных «ляпах» в датах. Сопоставления летописей с византийскими хрониками и другими источниками, вроде письма хазарского царя, привели только к полной путанице. Кому верить? Византийскому хронисту Льву Диакону, бывшему придворным летописцем у императора Иоанна Цимисхия? Хазарскому царю, писавшему письмо в даль далекую о своей стране и себе любимом без малейшей возможности для заморского адресата проверить его сведения? Или нашим летописям, записанным через несколько столетий после событий с явным намерением кое-что скромненько этак для потомков подправить? Возможно, когда-нибудь историкам, проведя массу исследований подобно криминалистам, и удастся обнаружить-таки истину, а может, и нет. Сейчас ясности нет, а потому существует масса версий развития событий, версий вполне убедительных и выглядящих очень достоверными, исходя из логики развития событий.

Летопись называет князя Игоря наследником Рюрика. Долгое время такой вариант почему-то устраивал русских историков, хотя простой подсчет лет жизни и правления князей выявляет явные нестыковки. Слишком стар был Рюрик, когда родился Игорь, слишком долго сидел Игорь после смерти отца за спиной князя Олега и т. д.

Но есть другая версия. Она основана на богемских хрониках, опубликованных Христианом Фризе в конце XVIII века. Согласно им князь Олег Вещий имел сына Олега, а Игорь был всего лишь племянником (вполне понятно, ведь его мать Ефанда — сестра князя Олега). После смерти Олега Вещего между двоюродными братьями началась борьба за власть, в которой Игорь оказался сильнее, вынудив Олега бежать в Моравию. Якобы там Олег принял христианство и столь успешно участвовал в войне против венгров, что был избран королем Моравии. Но, видно, тянуло на родину, Олег помирился с братом, хотя их союз против венгров так и не состоялся, князь Игорь был убит древлянами при сборе дани. Если верить хроникам, то Олег Олегович, еще несколько лет повоевав в качестве короля Моравии, все же вернулся на Русь и был воеводой у княгини Ольги. Умер он в 962 году.

В пользу этой версии говорит, например, тот факт, что в Киеве известны две Олеговы могилы, возможно, это могилы двух Олегов, а не курганы одного человека. Кроме того, археологи подтверждают факт волны миграции русов из Моравии в Приднепровье как раз в это время. Наверное, с этой волной и вернулся домой сын Вещего Олега.

Верить версии или нет — дело читателя, пока ни полностью подтвердить ее, ни окончательно опровергнуть никто не может.

Но вернемся к Игорю, который повторно навел «шороху» в стане византийцев.

Князь Игорь, хотя и не стоял под стенами Константинополя, смог заключить обширнейший договор с Византией, вынудив греческих послов приехать в Киев, а сам текст подписать византийских императоров, но вот воспользоваться его плодами не успел, считай, работал для потомков. Приближалась роковая для князя осень 944 года, когда Игорь не вернулся из полюдья.

Тут нам поможет одна из легенд о жене князя Игоря княгине Ольге.


Самая известная из них (помните первый школьный учебник истории?) — отмщение княгини за убийство своего мужа. Для тех, кто в пятый класс в школе не ходил, сразу махнул в шестой, напомню. Игорю, как и всем нам, денег не хватало (нормальное дело). Мало показалось после очередного визита к древлянам или еще что, только заподозрил он, как опытный налоговый инспектор, что скрывают мазурики настоящий доход-то, получают часть зарплаты в конверте и налоги сполна не платят. То ли настучал кто по телефону доверия, то ли сам догадался по толщине золотой цепи на шее их князя Мала, но решил Игорь вдруг повернуть обратно и еще раз накрыть с внеплановой налоговой проверкой древлян. Да оплошал малость, не учел, что братки крутые, свой ДОН (дружину особого назначения) отпустил и накатил почти без защиты.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению