Русь против Хазарии. 400-летняя война - читать онлайн книгу. Автор: Михаил Елисеев cтр.№ 37

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Русь против Хазарии. 400-летняя война | Автор книги - Михаил Елисеев

Cтраница 37
читать онлайн книги бесплатно

Однако существовала сила, которая могла в этом помочь гвардейцам, – купеческая верхушка Итиля. Вот этих денежных воротил добыча русов могла заинтересовать конкретно. И потому на вопрос командования ал-ларисии «Ну, что скажет купечество?» – купечество, быстренько подсчитав доходы, которые им сулило участие в этом мероприятии, дало «добро» и приняло самое активное участие в дальнейших событиях. Ведь среди купцов были люди самого различного вероисповедания – не только иудеи, но и христиане с мусульманами. И скорее всего, гвардейцы обратились именно к своим единоверцам – мусульманам, а уж те повели диалог с христианскими торгашами. О том, что в деле были замешаны иудеи, источники не сообщают, хотя, с другой стороны, есть большая вероятность того, что они просто загребали жар чужими руками. Отбросив в сторону религиозные разногласия, заговорщики начали действовать.

И вот поползли по Итилю кривотолки о том, что те беды, которые постигли мусульман Ширвана, вот-вот обрушатся и на столицу Хазарии. До горожан и раньше доходили вести о том, что творилось на Каспии, когда пришельцы с севера огнем и мечом прошлись по его берегам. А теперь слухи эти росли и ширились, приобретая поистине эпические размеры, поскольку на рынках и базарах только и разговоров было, что о свирепых разбойниках, которые на своих судах движутся к столице. И все эти сплетни очень умело раздувались, поскольку десятки купеческих слуг сновали в толпе и разносили молву о злодеяниях русов в Ширване среди населения Итиля.

У страха глаза велики, а потому горожанам и ремесленникам в итоге стало мерещиться невесть что. Дымы пожарищ над родным городом, близкие в плену, а собственное добро во вражеских ладьях – что может лучше такой картины мобилизовать на борьбу местное население! А потому – все на борьбу с жестоким врагом! И здесь уже нет разницы, кому ты молишься, Аллаху или Христу, поскольку понимаешь, что с той напастью, которая надвигается на твой родной город, можно справиться лишь сообща. Вот так, в одном строю с воинами ислама, плечом к плечу встали и христиане, которым ровным счетом не было никакого дела до погибших в Ширване мусульман.

Получается, что гвардейцы, идущие «на бой кровавый, святой и правый», ради мщения за гибель единоверцев взяли с собой до счета всех, кого только было можно. Даже тех, кто не верил в Аллаха. Но это лишний раз свидетельствует о том, что местью просто прикрывались. Ведь значительные слои населения действительно испытывали откровенный страх перед дальнейшими действиями русов! В итоге все смешалось в одну кучу – и жажда наживы, и страх перед лютыми пришельцами, и, возможно, даже жалость к погибшим единоверцам. Вот из этой гремучей смеси и произошел тот взрыв, который смешал планы как дружинников, так и правящей верхушки Хазарии. Вулкан, переполненный злобой, ненавистью и завистью, взорвался.

Больше всего в данной ситуации удивило поведение Божественного кагана, который, осознавая свое бессилие перед взбунтовавшимися гвардейцами, решил предупредить русов: «Не могши им препятствовать, царь послал к русам и известил их, что мусульмане намереваются воевать с ними» (Аль-Масуди). По большому счету, это было единственное, что он мог сделать, поскольку других воинских контингентов, на которые он мог бы опереться в противостоянии с гвардейцами, у него не было под рукой. Хазарские беки до холодов просто разъезжались из Итиля со своими дружинами по кочевьям, и собрать их в такой короткий срок, а затем противопоставить ал-ларисии было просто нереально. И это прекрасно осознавали все – от Божественного правителя Хазарии до последнего мусульманина Итиля. Каган оказался заложником той системы, при которой лишь регулярные части гвардии располагались в окрестностях столицы.

Можно, конечно, рвануть рубаху на груди и срывающимся голосом поведать миру о том, что весь этот коварный план был изначально спланирован правящей верхушкой Хазарии, только вот беда, никаких доказательств этой теории в природе не существует. Наоборот, если посмотреть на вещи беспристрастно, то мы увидим, что подобный ход развития событий представлял для самой Хазарии громадную опасность. И дело, на наш взгляд, вот в чем. И сам каган, и его приближенные знали о том грандиозном походе, который Олег Вещий предпринял против Византийской империи. Знали они и о том, каким оглушительным успехом закончилось это военное предприятие киевского князя. А Хазария в данный момент – это далеко не Византия, у нее силы уже не те, дряхлеет она потихоньку, вон и за своих славянских данников даже не пожелала сражаться с дружинами Киевской Руси. И затевать сейчас подобную провокацию против русов ради второй половины их добычи было чистой воды самоубийством. И кагану, и его приближенным было понятно, что это нападение князь Олег не оставит без последствий, а начинать полномасштабные боевые действия против своего могущественного соседа на Западе для каганата было смерти подобно. Натиск кочевников на восточные границы державы все усиливался, и хазары с огромным трудом отражали удары степняков.

Конфликт с Русью был Хазарии не нужен. Каган и так озолотился за ее счет, и при этом особо не напрягался, а теперь…

Потому и предупредил, надеясь, что русы просто уйдут и не будут вступать в бой с ал-ларисией и городским ополчением. Но плохо он знал этих самых русов!

Есть, правда, и еще один вариант. Престолонаследие Хазарии в этот период точных сроков не имеет. Возможно, что именно в этот момент сменилось руководство каганата на посту номер один. И место Вениамина, разрешившего русам проход на Каспий, занял Аарон II, который никаких договоренностей с русским предводителем не имел. А тому, кто только что взошел на престол, да еще и жениться собрался, нужно все золото мира.

Но это лишь одно из предположений.

О том, что произошло дальше, сообщает Аль-Масуди: «Мусульмане же собрались и вышли искать их при входе в Итиль по воде. Когда же увидели они друг друга, русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15 000 с конями и вооружением, с ними были также многие из христиан, живших в Итиле. Три дня продолжалось между ними сражение; Бог помог мусульманам против русов, и меч истребил их, кто был убит, а кто утоплен». Как видим, информация довольно подробная, и потому многое становится понятным.

Во-первых, мы имеем четкую привязку к тому месту, где произошло сражение ал-ларисии с русами, поскольку ученый араб конкретно указывает, что мусульманские военачальники «вышли искать их при входе в Итиль по воде». Что и понятно, поскольку появления врага в столице никто не желал, а отсюда и желание дать бой на ближних подступах.

Во-вторых, мы видим, что русы покинули ладьи и вступили с врагом в битву на суше. Это тоже вполне могло произойти, но тут возникает один закономерный вопрос: а зачем они это вообще сделали? Ведь, находясь в ладьях, русы запросто могли уйти вверх по реке и не вступить при этом в бой с вражеской ратью. И никто бы их на этом пути не остановил, поскольку у Аль-Масуди есть очень интересное наблюдение: «Царь же хазарский не имеет судов, и его люди не привычны к ним; в противном случае мусульмане были бы в великой опасности с его стороны». Как говорится, путь домой был бы чист. Наши предки не были самоубийцами, они прекрасно понимали, когда лучше помахать мечом, а когда лучше оставить его в ножнах. Правда, впереди были земли буртасов и Волжской Болгарии, но вряд ли те и другие, даже вместе взятые, сумели бы остановить эту армаду – силы были не те. Ну а с вятичами, по чьим землям надо было проходить в дальнейшем, вполне могли бы и договориться. Как-никак, а тоже славяне.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению