50 знаменитых авантюристов - читать онлайн книгу. Автор: Ирина Рудычева, Яна Батий, Ольга Исаенко cтр.№ 39

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - 50 знаменитых авантюристов | Автор книги - Ирина Рудычева , Яна Батий , Ольга Исаенко

Cтраница 39
читать онлайн книги бесплатно

Во время учебы в техническом училище он примкнул к партии социалистов-революционеров – эсеров. Блюмкин стал завсегдатаем их кружков и даже водил дружбу с одесскими анархистами. А в 1917 году Яков переехал жить в Харьков. Харьковские эсеры отправили его в Симбирск, проповедовать их идеи. И Блюмкин в девятнадцать лет совершил головокружительную карьеру: он прошел путь от рядового члена Симбирского совета народных депутатов до помощника начальника штаба Красной Армии. Молодой командир участвовал в боях с войсками Центральной Рады и с гайдамаками.

Симха-Янкель вскоре был замешан в криминальной истории, которая впоследствии оказала большое влияние на его судьбу. Бывший одесский налетчик, а теперь командир Красной Армии был патологически жадным. Поэтому, выполняя по приказу Реввоенсовета задание по экспроприации в Государственном банке 4 млн рублей, Блюмкин решил обманным путем присвоить основную часть средств себе. Под угрозой расстрела деньги пришлось возвратить, хотя судьба 500 тыс. рублей так и осталась неизвестной.

Когда волнения поутихли, ловкий авантюрист появился в Москве, где его приютили товарищи по партии. Яков Григорьевич – отныне так он стал себя именовать – был зачислен в охрану партии левых эсеров. Лучшую кандидатуру действительно трудно было найти: он метко стрелял из любого вида оружия, умел обращаться с бомбами. Террористические наклонности открыли Блюмкину дорогу в ВЧК, где его хотели использовать для подготовки терактов против видных политических деятелей Германии и России для срыва Брестского договора. Кроме того, Блюмкин свободно владел несколькими иностранными языками и обладал магическим даром располагать к себе людей, поэтому ему было поручено организовать отделение по борьбе с международным шпионажем. (Интересен тот факт, что некоторые разработки даровитого чекиста до сих пор используются в работе спецслужб.)

Работа в ВЧК вскружила самолюбивому и амбициозному Якову голову. Он возомнил себя человеком, наделенным правом решать судьбы других людей, и нередко кичился этим. «Вот, видите, вошел поэт, – говорил он Есенину и Мандельштаму в писательском кафе. – Он не представляет большую культурную ценность. А если я захочу – тут же арестую его и подпишу смертный приговор». В действительности эти слова были только хвастливой бравадой, но дай авантюристу волю, он несомненно хладнокровно отправлял бы заключенных на смерть. Его друзья по партии быстро поняли, кем является этот человек, и в 1918 году приговорили Якова Блюмкина к расстрелу за отступничество от идей левоэсеровского движения. Три боевика от партии левых эсеров пригласили его за город для проведения политического инструктажа. Но беседа так и не состоялась, а сами переговоры закончились попыткой расстрелять Блюмкина. Однако, похоже, что он родился в рубашке – ни одна из восьми пуль, выпущенных боевиками, в Якова не попала.

Через несколько дней покушение на Блюмкина повторилось. В один из выходных дней в Киеве его расстреляли в упор, когда он сидел в летнем открытом кафе. Но, получив серьезное ранение в голову, он чудом остался в живых. Раненого Блюмкина отвезли в больницу. А через несколько дней эсеры вновь предприняли попытку привести приговор в исполнение. Боевики бросили бомбу в окно палаты, где лежал раненый Яков. Но каким-то звериным сверхчутьем почувствовав, что его хотят убить, он за несколько секунд до взрыва успел выпрыгнуть в окно. После этого Симху-Янкеля пытались убить еще шесть раз.

Лето 1918 года вошло в историю мирового терроризма убийством германского посла графа фон Мирбаха.

О готовящемся покушении посольству Германии было известно задолго до 6 июля 1918 года. Члены посольства официально обратились в ВЧК с просьбой обеспечить графу фон Мирбаху безопасность. Однако Лубянка молчала. Хотя официальным властям было известно, что ЦК левых эсеров вынесло приговор немецкому послу. По мнению большинства эсеров, это убийство было единственной возможностью сорвать Брестский мир, который Советское правительство заключило с Германией в счет платы за помощь большевикам по захвату власти в России. Это решение держалось в строжайшей тайне. Была назначена дата – 5 июля 1918 года и объявлены имена террористов – Яков Блюмкин и фотограф ВЧК – Николай Андреев. Дата впоследствии была перенесена на 6 июля в связи с тем, что вовремя не было подготовлено взрывное устройство.

Примечательно, что 4 июля, в день открытия Пятого съезда советов наркомвоенмор и председатель РВСР Лев Троцкий во всеуслышание заявил, что всякий, кто осмелится сорвать Брестский мир, будет расстрелян. Однако это заявление уже ничего не могло изменить.

Кому мешал Вильгельм Мирбах? Ответ на этот вопрос достаточно прост – Владимиру Ленину, который всегда стремился вести двойную игру. Германский посол организовал поставку золота для подпитки режима большевиков, с которыми имел тесные контакты еще с дореволюционных времен. Вскоре в Германии стало известно, что большевистский лидер ведет закулисные переговоры с Францией, которую от полного поражения могло спасти только вступление в войну России. Париж обещал крупные субсидии, если Брестский мир будет сорван. Мирбах начал лихорадочные поиски возможностей срыва этой сделки. Немецкий дипломат был занят поиском тех, кто мог бы возглавить новое правительство, устранив Ленина и его союзников. Но среди сторонников Владимира Ильича таких людей не было. Тогда Мирбах начал сотрудничать с правыми организациями. Он все еще надеялся с их помощью поставить во главе России новое правительство.

Германский посол понимал, что для Ленина в сложившейся ситуации он становится опасным. Лидер большевиков был вынужден согласиться на подписание Брестского мира. Можно предположить, что Мирбах намекнул Ленину, что если тот не подпишет договор, то будет предана гласности вся подноготная Октябрьского переворота, который был финансирован Германией.

Убийство фон Мирбаха развязывало Ленину руки. Ведь ему нужно было любой ценой выиграть время, тем более что в самой Германии тоже назревала революция, которую готовили большевистские агенты на деньги самой Германии. Если бы такая революция свершилась, никакие разоблачения Советскому правительству были бы не страшны.

Возникает еще один вопрос: почему исполнителем был выбран именно Яков Блюмкин? Как уже упоминалось, он был мастером организации разного рода провокаций, умел прекрасно стрелять и метать бомбы, к тому же был молод, энергичен и жаждал славы. Яков Григорьевич понимал, что его имя войдет в историю.

Как же выглядел этот человек? Его портрет – это типичный портрет революционера того времени. У Якова Блюмкина было худое, мужественное лицо, острая бородка под Троцкого, бесноватые темные глаза (левый глаз был похож на лисий). Его большие пухлые губы разбрызгивали слюну на окружающих, когда Блюмкин волновался или кричал, – у него не было передних зубов, которые в К не не ему выбили петлюровцы. Известна еще одна способность Якова Григорьевича – он мог в считанные секунды менять свою внешность, превращаясь в старика или молодого.

Используя свое положение, Блюмкин по поручению левого крыла эсеров занимался сбором информации о германском посольстве, постоянно следя за его сотрудниками.

Среди военнопленных австрийской армии Якову удалось разыскать племянника графа Мирбаха – Роберта. После изощренных способов допроса и психологического воздействия Блюмкин взял с пленника подписку о сотрудничестве с ВЧК. В это же время он завербовал еще нескольких работников посольства. М. Лацис, который был непосредственным начальником Якова, вспоминал: «Блюмкин хвастался тем, что агенты дают ему все что угодно».

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию