Секретная агентура - читать онлайн книгу. Автор: Эдуард Макаревич cтр.№ 52

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Секретная агентура | Автор книги - Эдуард Макаревич

Cтраница 52
читать онлайн книги бесплатно

Вот в чем суть организации «молекулярного» типа. Она становится неуязвимой из-за сведения к минимуму структуры внутри страны-противника. Ведь структура, организация всегда вызывает интерес органов безопасности. А когда нет осязаемой структуры, а существует только некий центр за пределами страны, который направляет людям-«молекулам», жителям этой страны, одностороннюю безадресную информацию, чтобы усилить единство их взглядов и индивидуальных действий, – то сопротивление режиму становится невидимым. При размытой, а то и отсутствующей организации сопротивленцев есть единство взглядов, настроений, способных в определенный час «Х» поднять этих людей. Сами же «молекулы»-люди между собой тоже жестко не связаны, а сигнализируют другим людям-«молекулам» о своем существовании безадресно, то есть распространяя листовки, подпольную литературу, рисуя символы, делая надписи в публичных местах. Усиление единства идей означает как можно более широкое распространение простых и одновременно стандартных ответов на вопросы «против чего» и «за что» бороться. Ответов, помеченных единым символом НТС и единой целью – национальная или так называемая народно-освободительная революция. Единство действий, в свою очередь, предусматривало, по мнению Поремского, самообразование, общение в группах из двух-четырех человек («кухонные» разговоры), продвижение на выгодные в будущем позиции.

По мере роста числа «молекул» самые активные из них перестают лишь пассивно принимать безадресную связь от зарубежного центра, а вступают с ним в строго конспиративном порядке в обратную связь, создавая «каркас» организации. Насыщение страны-противника «молекулами», – делает вывод Поремский, – изменяет психологический климат в обществе, вселяет веру в собственные силы, подтачивает могущество коммунистической власти и, главное, – создает условия, при которых взрывные ситуации станут возможными даже при сравнительно небольших толчках: забастовках, демонстрациях, митингах.

Один из соратников Поремского, некто Редлих, участвуя в представлении «молекулярной» доктрины на заседании руководства НТС, так выразил ее суть: «Совершенно очевидно, что при достаточной мощности пропагандистского потока, оформляющего стремления и чаяния людей, можно настроить их так, что они будут играть как хорошо срепетировавшийся оркестр без дирижера, что, обходясь минимумом организационных начал, можно добиться накопления политического потенциала, который Поремский удачно сравнивает с постепенным охватом молекул переохлажденной жидкости, так называемым «предкристаллическим состоянием» (отсюда и название его идеи «молекулярной» теории или доктрины). В этой «организации без организации», в элементарной солидарности единомышленников, в готовности искать не то, что разделяет, а то, что объединяет людей, лежит ключ к успеху общего дела».

Вот такую теорию изобрел талантливый Поремский. Она шла на смену агентам Околовича. Она опередила время и оказалась востребованной чуть позже. Хотя какие-то элементы ее НТС начал пробовать параллельно с делами Околовича.

Люди Гарварда в ЦРУ и услуги НТС в борьбе с советским влиянием

Вот уж воистину, когда смолкают пушки, за дело берутся специалисты по связям с общественностью, командующие пропагандистами, литераторами, публицистами, кинодеятелями. Теперь сражения переносятся на страницы исторических изысканий, популярных книг, киноэкран, и в речи государственных деятелей. И глядишь через годы, через десятилетия проигранные сражения для проигравших становятся почти победами.

Сразу после Второй мировой войны генералы, командовавшие американскими войсками в Европе, озаботились созданием истории участия США в этой войне – размахнулись на 99 томов. Под этот генеральский заказ, патроном которого выступило ЦРУ, начали приглашать ученых. Но сочинение трудов о войне оказалось лишь частичкой «научной» деятельности ЦРУ. Оно было больше озабочено привлечением профессорских умов для выработки оценок ситуации в мире и стратегических рекомендаций в борьбе с коммунистической экспансией (по их терминологии). Для этого в 1949 году создали целое Управление национальных оценок. И первыми туда пришли гарвардские профессора во главе с президентом Гарварда Джеймсом Конантом.

Если есть впечатляющий миф об американском профессоре, так это о Конанте. Худощавый, вытянутый как струна, постоянно погруженный в себя, прагматик до мозга костей. Замкнутый индивидуал и открытый полемист. Научное тщеславие, осознание своего светлого ума гнали его по научно-карьерной лестнице. Только американский профессор, следуя мифу о себе, мог молвить такое провидческое: «Мы осилим СССР, и это будет нашим триумфом до конца столетия».

Отдел оценок ЦРУ, насыщенный теоретиками Гарварда во главе с долговязым, креативным Конантом, целиком погрузился в тот поток информации о политической и идеологической ситуации в Советском Союзе, что шел от резидентуры американского посольства в Москве, от английской СИС, информирующей об НТС. Однажды в английском пакете появилась пухлая записка о «молекулярной» теории Поремского. Люди Конанта читали ее с жадностью, по-профессорски завидуя способностям автора. Конант неплохо распределил роли в своей команде, по каждому направлению творческая группа: московские материалы, британские, «энтеэсовские». Два раза в неделю общий «мозговой» штурм.

В конце концов, они сочинили некий меморандум, который проходил под названием «Психологическое наступление против СССР. Цели и задачи. 10 апреля 1951 года». Документ этот был рассекречен Белым домом в 1976 году и явил собою довольно-таки оригинальную интеллектуальную разработку для политической и идеологической борьбы с СССР. Привожу ее главные фрагменты.

«При определении. целей и задач, безусловно, предполагается указать советскому народу, что есть альтернатива существующему режиму. В задачу Соединенных Штатов не входит указывать ее конкретно. Следовательно, мы не будем выдвигать предложений по определенным вопросам (коллективизация, демократические выборы и т. д.) без получения на это особых политических указаний. Однако во всей нашей пропаганде должно подразумеваться, что конечное решение лежит в восстановлении прав человека, являющихся наследием русского народа.

…Речь идет о том, чтобы вызвать ощущение тирании у тех, кто привык к ней или не видит дальше собственного носа.

Задача № 1. Вскрыть и развивать духовные ценности, моральные и этические концепции советского народа, особенно русских, и установить идентичность этих ценностей с ценностями свободного мира.

Предлагаемая тематика:

а) Правдивость, сострадание, щедрость, любовь к семье, гостеприимство – вот некоторые ценности, дорогие советскому народу, все это производное от их духовной жизни. Это общее достояние с народами свободного мира, но оно презирается правителями СССР.

б) Исторический вклад русских в различных творческих сферах свободного мира: философии, искусстве и науке – всегда признавался и уважался.

в) Изучение классической русской литературы, политической философии и этики показывает: Россия разделяла и находилась под влиянием творческих социальных и культурных сил, которые развивал Запад. Политические и этические идеалы русского народа в основе такие же, как на Западе, ибо они проистекают из тех же духовных источников, они извращены в коммунистическом государстве, но не умерли.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию