Войны античного мира. Походы Пирра - читать онлайн книгу. Автор: Роман Светлов cтр.№ 84

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Войны античного мира. Походы Пирра | Автор книги - Роман Светлов

Cтраница 84
читать онлайн книги бесплатно

В Италии к 272 г. даже в Таренте эпирская власть была половинчатой. Хотя мы не видим в источниках упоминаний о крупных боевых действиях на юге Апеннин, нет сомнений, что города, отпавшие от Рима в 276–275 гг., а прежде всего Локры, вновь приняли римские гарнизоны. Тарент стал ареной гражданских раздоров, в которые Милон, начальствовавший над эпирским гарнизоном, не вмешивался до тех пор, пока у руля власти не встала партия, стоявшая за мирный договор с Римом. Когда самые отчаянные ее представители напали на Милона, тот попросту разделил город надвое. В одной его части обитали граждане, заключившие сепаратный союз с Римом, а на большей территории господствовали эпироты, которые уже не воевали с римлянами, но и не имели с ними союза.

В 272 г. Рим наконец решил закрыть «тарентское дело». Сенат могла встревожить активная и успешная деятельность Пирра на Балканах, в том числе начало его похода в Пелопоннес, и правители Вечного Города решили лишить эпирского царя его стратегического плацдарма в Италии. А может быть, они получили сведения, что теперь уже практически все тарентинцы готовы выступить против Милона.

Одна из консульских армий под командованием Люция Папирия Курсора была двинута на юг. Когда она подходила к городу, пришла весть о гибели царя. Однако вместе с этим стало известно, что на рейде Тарента появился карфагенский флот. Пуны захотели прибрать к рукам город и обратились с предложением о союзе одновременно к гражданам и к Милону.

Эпирский военачальник рассудил, что соглашение с Римом будет для Тарента меньшим злом, чем переход в руки пулов. Карфагеняне были вынуждены увести корабли (лишь спустя 60 лет в Тарент войдет Ганнибал), а Милон передал город Папирию, получив от того право на свободный выход своего гарнизона.

В Риме были настолько рады завершению конфликта, что даровали Папирию триумф за его бескровную победу. Между тем Тарент оказался вынужден срыть укрепления, выдать военные корабли и ежегодно вносить дань в римскую казну.

После этого началась борьба с кампанцами из Регия. Они держали в страхе уже весь Бруттий, во время одной из экспедиций бывшие легионеры вновь взяли и разграбили несчастный Кротон. Чтобы одолеть их, пришлось потратить немало сил. Вначале кампанцев загнали на самую оконечность «носка» Апеннин, а в 270 г. консул Генунций после долгой осады взял Регий штурмом.

Защищались кампании отчаянно; большая часть осажденных погибла во время последней схватки. Но несколько сотен пленных все-таки привезли в Рим, где народным голосованием было решено казнить их всех. После этого в течение недели кампанцев выводили группами по пятьдесят человек, прилюдно секли розгами и отрубали головы.

Точку в покорении Южной Италии поставили консулы следующего, 269 г., подавившие еще одно восстание самнитов и вынудившие горные общины подписать уже совершенно неравноправный договор.

После смерти Пирра лишь однажды появится реальный шанс высадки и Италии могучей армии с Балкан. Произойдет это во время II Пунической войны, когда Ганнибал заключит антиримский союз с Филиппом V Македонским. Однако педзетеры этого потомка Антигона так и не сядут в корабли, берущие курс на Гесперию.

Ганнибал, кстати, тоже будет вести борьбу в Италии под лозунгами освобождения местных племен и городов от римского владычества. Обратим внимание, что помимо севера Италии, населенного галлами, особенно активно пунов будут поддерживать все те же самниты, бруттий, луканы, греки Кампании и юга Апеннин. В то же время большинство общин средней части полуострова, включая этрусков, сохранят верность Римскому союзу, и это предрешит конечную неудачу гениального полководца пунов

Формально говоря, борьба италиков с Римом на этом не закончится. В 90 г. разразится война, названная историками «Союзнической». В сущности, это было восстание большинства апеннинских общин, объединившихся в конфедерацию под названием «Италия». Однако теперь целью борьбы станет уже не независимость, а равноправие италиков с римскими гражданами в рамках римского же государства.

* * *

Утеряв все внешние владения (после смерти Пирра вновь отпала Керкира) на Балканах, Эпир тем не менее пока сохранял границы, установленные Пирром. Эпир не распался на уделы, хотя когда-то в ответ на вопрос, кому из сыновей он завещает свое царство, Пирр отвечал: «У кого меч будет острее», намекая на возможность будущих междоусобиц. После смерти Птолемея самый острый меч оказался в руках у Александра. Гелена, вернувшегося из Пелопоннеса без отца, армии, денег, отстранили от правления.

История царствования Александра, как и вообще история Эпира после смерти Пирра, нам известна плохо. На рубеже 70–60-х годов Александр воевал с дарданами, начавшими давление на северные рубежи его царства. В конце концов между Эпиром и варварами было заключено мирное соглашение, устроившее обе стороны.

С Антигоном Александр некоторое время жил в мире, понимая, что бороться с мощной державой, созданной Гонатом, у него пока нет сил.

Однако в 264 г, во время Хремонидовой войны (267–261 гг.), когда Антигон оказался связан военными операциями в Греции, Александр неожиданно вторгся в Македонию. Ее верхние области, а также Фессалия мгновенно отпали от Антигона. Гонат двинулся сюда из Греции, но его македонское войско по какой-то причине подняло бунт и переметнулось на сторону сына Пирра. Произошло событие, почти повторившее ситуацию десятилетней давности.

Но это стало последним взлетом эпирского великодержавия. В том же году Деметрий, брат Антигона, нанес поражение эпирскому царю. Не ограничиваясь отвоеванием Македонии и Фессалии, он вторгся в сам Эпир. Александр, потерпев полное поражение, бежал в Акарнанию. Держава Антигонидов была восстановлена (на этот раз вплоть до завоевания ее Римом), причем даже в больших размерах, чем те, которые она имела раньше.

Правда, вскоре Александр был возвращен на престол. Македония не имела пока возможности содержать к западу от Пинда оккупационную армию. Между тем эпироты, как и их союзники (этолийцы?), симпатизировали сыну Пирра. Однако Александр вернулся на престол уже как вассал Македонии и не выходил из-под контроля Антигонидов вплоть до своей смерти в 255 г.

Если сын Пирра по общему мнению современников был настоящим царем, достойным своего отца, то уже дети последнего привели страну в состояние анархии. В течение нескольких лет на престоле сменили друг друга Пирр II, Птолемей, затем Пирр III, внук Александра. Ситуацию в государстве осложняла внутрисемейная борьба. Вдова Александра, Олимпиада, долгое время была регентшей при своих детях. Но когда они подросли, Олимпиада, отдававшая предпочтение младшему сыну, Птолемею, вступила в конфликт со старшим, Пирром II. Дальнейшие события восстанавливаются с трудом. То ли Пирр отравил свою мать и убил Птолемея, то ли, наоборот, она сома извела старшего сына, а младший умер во время какого-то похода.

После короткого правления совершенно незаметного Пирра III власть оказалась в руках Деидамии, внучки (или правнучки?) Александра К этому времени от Эпира уже окончательно отпали Керкира и Акарнания. Сами эпироты, уставшие от власти ничтожных потомков великого Пирра, убивавших друг друга, выказали стремление свергнуть царскую власть. Эпир захватила тяга к созданию федераций, которая в это время определяла состояние дел в Элладе.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию