Код цивилизации. Что ждет Россию в мире будущего? - читать онлайн книгу. Автор: Вячеслав Никонов cтр.№ 101

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Код цивилизации. Что ждет Россию в мире будущего? | Автор книги - Вячеслав Никонов

Cтраница 101
читать онлайн книги бесплатно

Путин не раз говорил о необходимости «ловить китайский ветер в российские паруса». Во время визита в Москву, приуроченного к празднованию 70-летия Победы над Германией, Си Цзиньпин присутствовал при подписании более 30 соглашений, среди которых сопряжение проектов ЕАЭС и «Шелкового пути», строительство скоростных железных дорог, расширение кредитования российских банков, инновационное сотрудничество. Вместе лидеры двух стран отмечают в Пекине и 70-летие Победы над Японией [538].

В то же время между Китаем и Россией существуют точки расхождения. Для Китая горбачевский Советский Союз и ельцинская Россия представляли интерес, прежде всего, как примеры, которым ни в коем случае нельзя было следовать, чтобы не вызвать развала страны и коллапса ее экономики. Экономическая база отстает от уровня политических отношений и взаимного доверия между руководителями. Товарооборот в 95 млрд — это много для России, но для Китая — мало.

Не спадает антикитайский алармизм в России. Говорить и писать о готовящейся «китайской военной экспансии» — модно. Тезис — «Китай становится опасным для России, потому что он сильный и большой» — не требует дополнительных доказательств. Вместе с тем у китайцев сегодня отсутствует целенаправленная политика демографической экспансии с помощью миграции. Больше проблем возникает из-за отсутствия порядка на нашей стороне: нормальный китайский предприниматель не выдерживает в России. Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин считает: «На сегодняшний день РФ — практически единственное из больших держав государство, с которым у КНР нет серьезных (системных) противоречий… Для нового китайского руководства Россия в сфере экономики, возможно, и будет отчасти выглядеть как «младшая страна», но в геополитике и стратегической безопасности она будет оставаться «старшей». Вот такая «асимметрия» или точнее — «баланс» в партнерстве» [539].

Отношения с Японией складываются куда более проблематично. Антироссийские настроения в Стране восходящего солнца весьма сильны — меньше нас там любят разве что корейцев. Известный японист Сергей Чугров считает, что недоверие и подозрительность японцев к России имеет долгую историю и «изначально опирается на представления о величине и непредсказуемости России, которая, как считают японцы, может «опрокинуться» на «маленькую Японию». В исторической памяти хранятся опасения, восходящие к эпохе присутствия России в Маньчжурии в конце XIX века…» Удар по национальному самолюбию нанесло вступление СССР в войну в августе 1945 года. Особенно фрустрирующим фактором стало интернирование более 800 тысяч японских военнопленных в Сибири. «В целом СССР рассматривался как носитель злой непредсказуемой воли» [540]. Вопрос о северных территориях, как в Японии называют четыре острова Южнокурильской гряды, которые она считает своими, при каждом случае ставится в принципиальной плоскости.

В то же время, как подчеркивают видные российские специалисты, «японской политической элите явно не хотелось бы быть втянутой в американскую стратегию сдерживания Китая, так как ухудшение отношений с великим соседом может привести ко многим политическим и экономическим потерям. С другой стороны, Токио не в восторге от перспективы стать «младшим партнером Пекина». Отсюда появление размышлений о целесообразности более продвинутых отношений с Россией, имея в виду, прежде всего, китайский и корейский факторы [541].

Россия и Индия представляют собой уникальный случай в мировой истории: это единственная пара великих держав, которые никогда в истории не только не воевали, но даже не имели серьезных разногласий. Двусторонние отношения остаются важным приоритетом для обеих стран, что отражено в многочисленных соглашениях и декларациях, в которых определяется общность подходов по очень широкому кругу региональных и глобальных проблем, включая и самые деликатные. Россия поддерживает усилия Индии по достижению статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, ее членство в ШОС. С озабоченностью восприняв проведение Индией ядерных испытаний, Россия в международных санкциях против нее участия не принимала. «Сегодня между Дели и Москвой существуют, пожалуй, только две проблемы, а именно: ослабление двусторонних торговых связей и риск того, что Россия сделает слишком много для укрепления военного потенциала КНР», — пишет Раджа Мохан. Вместе с тем уровень современных двусторонних отношений далек от того уровня, который существовал во времена Советского Союза.

Путин стал первым, кто официально признал на высшем уровне, что Россия — «и мусульманская страна», и что российские мусульмане имеют полное право чувствовать себя частью глобальной уммы, а сама Россия всегда была и остается геополитическим союзником ислама» [542].

В то же время очевидно, что географический вектор внешних угроз безопасности Российской Федерации исходит и с Юга: со стороны радикального исламизма. Москва не заинтересована в создании нового халифата и террористического интернационала, следующей целью которого вполне может стать Россия.

Крупнейшим контрагентом Москвы в исламском мире становится Турция, для которой Россия вообще превратилась в торгового партнера номер один. Началось строительство АЭС в Мерсине. РФ является главным рынком для турецких строительных подрядчиков, а Турция — главным местом отдыха российских туристов [543]. В ходе российско-турецкого саммита в декабре 2014 года Путин заявил об остановке строительства газопровода «Южный поток», вызывавшего вопросы в Евросоюзе, и дополнительных поставках газа по «Голубому потоку», 6-процентной скидке на энергию для Анкары и о возможности строительства газового «хаба» на границе Турции с Грецией для потребителей в Южной Европе [544].

Россия предлагает решать иранскую ядерную проблему только мирным путем, признать право Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право обогащать уран, но только в обмен на постановку всей иранской ядерной деятельности под всесторонний контроль МАГАТЭ. Если Тегеран согласится, тогда отменить все действующие против Ирана санкции, включая односторонние. Москва пошла навстречу пожеланиям Ирана по поставкам зенитно-ракетных комплексов С-300 и строительство второго энергоблока АЭС в будущем [545].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию