Саладин. Победитель крестоносцев - читать онлайн книгу. Автор: Александр Владимирский cтр.№ 81

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Саладин. Победитель крестоносцев | Автор книги - Александр Владимирский

Cтраница 81
читать онлайн книги бесплатно

Надо сказать, что в данном случае Баха ад-Дин лукавит. Саладин не собирался возвращать ни Животворящий Крест, которого у него просто не было, ни пленных, которые, скорее всего, были убиты или умерли еще до того, как поступило предложение об обмене. Султан просто тянул время, сознавая, что Ричард не рискнет оставить несколько тысяч пленных мусульман в Акре без охраны, сопоставимой по численности с количеством пленных, а без нескольких тысяч своих воинов, которых пришлось бы оставить для охраны пленных, английский король не рискнул бы выступить в поход на юг.

Ричард настаивал на скорейшем освобождении пленников и доставке Животворящего Креста. Он решил быстро развить свой успех, и у него не было времени возиться с пленными, как и Саладин четырьмя годами ранее, когда он один за другим захватывал города крестоносцев. Но султан предпочитал пленных отпускать, а Ричард решил большинство пленных уничтожить в отместку за истребление пленных тамплиеров и госпитальеров после битвы при Хиттине. Две тысячи семьсот пленников были собраны перед стенами Акры вместе с примерно тремя сотнями женщин и детей из их семей. Связанные веревками, они были зарублены крестоносцами.

А вот как осада Акры выглядит с христианской точки зрения. Бернард Казначей следующим образом описывает войну Ричарда Львиное Сердце с Саладином: «Когда король Ричард завоевал остров Кипр и захватил в плен императора (одного из Комнинов, бежавшего из Константинополя от жестокостей Андроника и провозгласившего себя императором на о. Кипр), он повелел тамплиерам охранять этот остров и намеревался отдать им его совершенно; они говорили, что не возьмут острова, но будут его охранять. После того король пошел далее по морю и увез с собой императора, его жену и дочь. Таким образом он прибыл к городу Акре (8 июня 1191 г.). Король Франции (Филипп II) узнал, что приехал король Англии и что он уже женат; хотя это обстоятельство оскорбляло его [17], тем не менее он вышел к нему навстречу и был столь вежлив (be si grant cortoisie), что сошел с коня и, как говорят, взял жену короля Ричарда на руки и перенес ее с лодки на берег. После прибытия и король Ричард, и король Франции ежедневно подступали к Акре.

При одном таком штурме французам случилось ворваться силой между двух стен; при этом был убит маршал Франции. Осада продолжалась уже более года, и турки терпели большой недостаток в людях и в съестных припасах; они просили Саладина подумать о их освобождении, ибо не могли долее держаться. Саладин понимал хорошо, что осажденные сильно терпели, и это огорчало его. Он просил обоих королей вступить с ним в перемирие, пока он успеет переговорить с жителями города, и дать ему для того один день. В течение этого перемирия был заключен мир на следующих условиях. Саладин сдает Акру королю Франции и обещает выдать ему Святой Крест и выпустить на свободу по одному христианину за каждого сарацина в городе, а за эмиров и знатных людей дать приличный выкуп. Для возвращения Креста и для уплаты выкупа был назначен день. Когда мир был заключен, христиане вступили в Акру и посадили сарацин в темницу. Король Франции получил замок Акры и поставил там свой гарнизон; король Англии поместился в доме тамплиеров. Так была взята и сдалась Акра, в год от воплощения Господня 1191-й (13 июля).

Граждане Акры и те, которые имели там собственность до завоевания города сарацинами, отправились по своим домам и хотели удержать их за собой; но наемные всадники (вероятно, участники Третьего Крестового похода из числа крестоносцев, прибывших из Европы; не исключено также, что речь идет о туркополах. — А. В.), овладев их собственностью, не возвращали ее, ибо они ничего не желали знать и притом завоевали ее у сарацин. Граждане Акры явились к королю Франции и молили о пощаде, прося не дозволять грабить их, ибо они не закладывали и не продавали своей собственности, но сарацины отняли ее у них; так как Господь Бог возвратил эту собственность христианам, то было бы несправедливо лишить их ее, и просили его именем Бога оказать им защиту. Король сказал, что он сделает это охотно. Он пригласил короля Англии и баронов войска. Когда они собрались, король предложил им, сообразно с просьбой граждан Акры, возвратить им их наследие; потом он говорил им, что они пришли в эту страну не для того, чтобы приобретать дома и наследия, но чтобы помочь стране и вручить ее христианам; а так как они завоевали страну, то он держится того мнения, что по справедливости не следует терять имущество тем, кому оно принадлежит: таков был его совет. Все согласились с этим и объявили, что так должно поступить. Таким образом, оба короля и все прочие постановили, что всякий, кто может доказать надлежащим свидетельством свои права на наследство, получит его. Потом было постановлено, что рыцари, овладевшие домами в Акре, будут жить вместе с теми, кому они принадлежат, и занимать часть дома, пока рыцарям будет то угодно (такое соседство, прежних владельцев явно не порадовало, но это было по крайней мере лучше, чем ничего. — А. В.).

Когда наступил тот день, в который Саладин должен был выдать Святой Крест королю и заплатить выкуп за эмиров, находившихся в Акре, султан просил короля Франции назначить ему другой день, так как он не успел еще приготовить всего; король согласился. Когда наступил и этот день, Саладин опять ничего не прислал и просил новой отсрочки (очевидно, Саладин находился в крайне затруднительном положении. Если пленных христиан султан еще мог собрать, то Животворящего Креста у него просто не было. А этот Крест для Ричарда и остальных крестоносцев значил даже больше, чем освобожденные пленные. Признаться же в том, что мусульмане уничтожили (или утратили по халатности) одну из главнейших святынь христианского мира, Саладин никак не мог. Такое признание настроило бы против него всех христиан и толкнуло бы новых рыцарей в ряды крестоносцев. И после такого признания английский король вряд ли бы смог заключить перемирие с султаном, поскольку это вызвало бы гнев всего его войска. — А. В.). Король рассердился, видя, что султан обманывает его таким образом; он назначил ему снова день и объявил, что если он не представит всего, что должен представить, то всем сарацинам, находящимся в Акре, будут отрублены головы. Когда наступил назначенный срок, султан опять ничего не сделал. После того король приказал взять сарацин, кроме эмиров (в данном случае, вероятно, офицеров из высшего командного состава, за которых рассчитывали получить выкуп или обменять на своих знатных пленников. — А. В.), и отвести их в укрепление Акры, где им отрубили головы. Он пощадил эмиров, потому что война не была еще окончена, и с целью обмена, если попадется в плен какой-нибудь барон. Одну половину этих эмиров держал при себе король Франции, а другую — король Англии. Когда Саладин сдал Акру, он удалился в свою страну и, отправив людей к Аскалону, завоеванному им у христиан, приказал срыть этот город из опасения, чтобы христиане не осадили его».

Как пишет Мишо, «оба короля не слишком спешили, поглощенные другими заботами. Погрузив… свои войска на корабли, один — в Марселе, другой — в Генуе, они почти одновременно прибыли на Сицилию, где в это время шла междоусобная война. После смерти короля Сицилийского Гильома его наследница Констанция вышла замуж за германского императора Генриха VI и предоставила ему свои права на наследие отца. Но побочный брат Констанции, Танкред, используя свою популярность среди населения, бросил в тюрьму вдову покойного короля Иоанну и силой оружия захватил власть на острове. Прибытие вождей крестоносцев в Мессину сильно обеспокоило Танкреда. В лице Филиппа он боялся союзника Генриха VI, в лице Ричарда — брата вдовствующей королевы. Покорностью и угодливостью он сумел расположить к себе французского короля, но Ричард, умаслить которого было гораздо труднее, потребовал приданого королевы Иоанны и овладел двумя фортами мессинской крепости. Англичане вступили в схватку с воинами Танкреда, и вслед за этим знамя английского короля взвилось над Мессиной. Последнее обстоятельство глубоко возмутило Филиппа, считавшего Ричарда своим вассалом по землям во Франции, и он потребовал снятия знамени. Ричард, снедаемый яростью, все же уступил».

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию