Фельдмаршал И.Ф. Паскевич и русская стратегия в 1848-1856 гг.  - читать онлайн книгу. Автор: Алексей Кривопалов cтр.№ 47

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Фельдмаршал И.Ф. Паскевич и русская стратегия в 1848-1856 гг.  | Автор книги - Алексей Кривопалов

Cтраница 47
читать онлайн книги бесплатно

Постепенно Ф. Ф. Берг пришел к выводу, что 2-е (Военно-ученое) отделение Департамента Генерального штаба, которое, в соответствии со «Сводом военных постановлений», должно было быть центром сбора разведывательной информации, фактически стать таковым не может. 19 февраля 1852 г. в донесении военному министру князю А. И. Чернышёву Берг признавался: «Доселе 2-е Отделение Департамента Генерального Штаба для исполнения этой обязанности, не имея в распоряжении своем иных средств, кроме повременных изданий, журналов и газет, встречало всегда большие затруднения в составлении верного отчета о военных силах и способах иностранных государств (кроме Пруссии), единственно от недостатка материалов и потребных сведений» [463].

Фактически из четырех вышеперечисленных источников разведывательной информации Департамент Генштаба, который в должности генерал-квартирмейстера Главного штаба возглавлял Ф. Ф. Берг, имел бесперебойный доступ лишь к одному: к выписываемым из-за границы иностранным книгам и периодическим изданиям. Отчеты военных корреспондентов, которые были наиболее информативным источником, попав в канцелярию министерства, затем крайне редко оказывались в распоряжении военно-ученого отделения. По неписаному правилу, военный министр сразу же отсылал их императору Николаю, который предпочитал работать с ними лично. Редко и с большим опозданием военный министр передавал их затем ведомству генерала Берга. Складывалась нелепая ситуация, при которой генерал-квартирмейстер Главного штаба, добившийся больших успехов в организации работы военных корреспондентов, фактически был отрезан от прямого доступа к их донесениям.

В записке от 19 февраля 1852 г. Берг осмелился предложить военному министру отказаться от подобной практики и перенять в деле сбора разведывательной информации принципы работы прусского Генерального штаба. По своей сути идея Берга сводилась к тому, чтобы сконцентрировать в особом секретном столе при Департаменте Генштаба всю работу по систематизации сведений, черпавшихся из иностранных периодических изданий, поступавших от корреспондентов, из русских посольств и консульств, а также от тайных агентов [464].

Работу секретного стола, как это было принято в прусском Генштабе, Берг предполагал сосредоточить на трех направлениях. К первому направлению планировалось отнести Швецию, Данию, Нидерланды, Бельгию, Великобританию, Францию, Португалию и Испанию. Ко второму направлению, соответственно, – Пруссию, все германские государства, Австрию, все итальянские государства и Швейцарию. К третьему направлению – Турцию, Персию, Ост-Индию, Вест-Индию, Китай, Коканд, Бухару и Хиву. Начальником каждого отдела Берг предлагал назначить штаб- или обер-офицера Генерального штаба «из самых отличнейших и знающих иностранные языки».

Начальники отделов должны были курировать работу своих военных корреспондентов, получать и обрабатывать их донесения. По замыслу генерал-квартирмейстера, этим офицерам должны были быть доступны архив Военно-топографического депо и библиотека Генерального штаба, чтобы «они всегда могли получить под собственные их расписки без особых предписаний, замедляющих лишь ход работ, все нужные им карты и книги». «Для них, – продолжал Берг, – должны быть выписываемы все потребные им иностранные журналы и другие периодические издания. Офицеры эти обязаны содержать во всегдашней исправности и в надлежащем порядке все сведения о военных силах иностранных государств каждый по своей части». Кроме того, он просил увеличить финансирование библиотеки Генерального штаба хотя бы на 600 руб. серебром в год. Библиотека, получавшая из Кабинета Его Императорского Величества 500 червонцев (1500 руб. серебром) в год, не могла выписывать военную периодику через почту и получала журналы «разом по навигации или при удобных случаях», отчего они доставлялись нерегулярно и с большими задержками.

При сборе военных сведений в государствах, где у России не было военных корреспондентов, Генштаб должен был полагаться на донесения дипломатических чиновников. Но по опыту тщетных обращений в Министерство иностранных дел в 1828 и 1843 г. Берг хорошо понимал, что перегруженный собственными служебными делами персонал посольств будет выполнять задания военного ведомства крайне неохотно. Несмотря на это, генерал-квартирмейстер просил военного министра Чернышёва еще раз обратиться к министру иностранных дел с тем, чтобы последний предписал русским посольствам в Дании, Нидерландах, Португалии, Риме, Тоскане, Неаполе, Персии и генеральному консулу в Египте доставлять дважды в год небольшой отчет о военных силах данных государств.

Там, где невозможно было использовать корреспондентов или дипломатических чиновников, Берг, следуя практике прусского Генштаба, признавал необходимыми специальные командировки офицеров. Однако прибегать к ним, по его мнению, следовало с большой осторожностью и преимущественно для осмотра важнейших крепостей.

Военный министр князь Чернышёв изучил предложения Берга и 27 февраля 1852 г. дал на них отрицательный ответ [465]. Генерал-квартирмейстеру было предложено сконцентрироваться на изучении материалов военной периодики, поскольку, по мнению министра, в последнее время «значительно увеличились общедоступные источники». Корреспонденты же, с его точки зрения, должны были играть лишь вспомогательную роль.

Широкие планы реорганизации Департамента Генштаба были отвергнуты. А. И. Чернышёв пошел навстречу генерал-квартирмейстеру Главного штаба лишь в вопросе о передаче в его распоряжение тех донесений корреспондентов, которые поступили в канцелярию Военного министерства до 1 января 1852 г. Сведения за более поздний период военный министр обещал передавать Бергу по мере поступления, но лишь «по непосредственному своему указанию». Таким образом, положение, при котором Берг получал донесения военных корреспондентов лишь после того, как работу с ними завершали император Николай и военный министр, осталось без изменений.

Отказ министра не обескуражил Берга. 26 марта 1852 г. он в тактичной форме постарался доказать неосновательность взгляда Чернышёва на военную периодику как на основной источник сведений о вооруженных силах иностранных государств.

Генерал-квартирмейстер объяснял, что боевые расписания, официально публикуемые в Австрии, заведомо недостоверны [466], поскольку «австрийское правительство всегда старалось и старается не объявлять настоящего числа своих военных сил, которых, по расстройству финансов, налицо всегда меньше, чем показывается в газетах» [467]. В Португалии, Испании, Италии, Турции и Персии военная периодика отсутствовала в принципе. Даже во Франции издания, посвященные вооруженным силам, далеко не в полной мере отражали данные о строевом составе войск.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию