Арабы. История. XVI–XXI вв. - читать онлайн книгу. Автор: Юджин Роган cтр.№ 132

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Арабы. История. XVI–XXI вв. | Автор книги - Юджин Роган

Cтраница 132
читать онлайн книги бесплатно

Изоляция Йемена закончилась в 1948 году, когда Яхья был застрелен наемным убийцей, нанятым одним из племенных шейхов, и трон перешел к его сыну имаму Ахмаду (правил в 1948–1962 гг.). Ахмад был известен своей беспощадностью и, придя к власти, подтвердил эту репутацию, бросив в тюрьму или казнив всех соперников. Но он не разделял отцовскую нелюбовь к иностранцам и в поисках сильных союзников, готовых оказать его стране экономическую и военную помощь, установил дипломатические отношения с Советским Союзом и Китайской Народной Республикой.

Однако положение Ахмада на престоле было довольно шатким. Предпринятая в 1955 году неудачная попытка переворота усилила его подозрительность в отношении любых внутренних и внешних угроз, особенно в отношении Насера с его революционными призывами к свержению «феодальных» режимов. Египетская радиостанция «Голос арабов» охватывала своим вещанием и Йемен, распространяя будоражащую идеологию насеризма и арабского социализма{16}. И как и во всем арабском мире, прямые радиообращения Насера к народу стали источником напряженности в отношениях между Йеменом и Египтом.

Однако эти отношения нельзя было назвать враждебными. В 1956 году Йемен, Египет и Саудовская Аравия заключили в Джидде антибританский пакт об обороне, а в 1958 году имам Ахмад поддержал объединение Египта и Сирии, присоединившись к их союзу в рамках конфедеративного образования, получившего название «Объединенные Арабские Государства». Однако король Йемена выступал категорически против насеровской доктрины арабского социализма с ее полным контролем государства над экономикой и национализацией частных предприятий, что он осуждал как «незаконное присвоение чужого имущества» и «преступление, нарушающее законы шариата»{17}.

Очередная такая проповедь, прочитанная имамом вскоре после выхода Сирии из ОАР в 1961 году, привела Насера в ярость. Он немедленно разорвал связи с Йеменом, а радиостанция «Голос арабов» ужесточила свою революционную риторику, призывая йеменцев к свержению «реакционной» монархии.

Такая возможность представилась уже в следующем году. В сентябре 1962 года имам Ахмад скончался во сне, оставив королевство в руках своего старшего сына имама Мухаммада аль-Бадра. Всего неделю спустя в стране произошел военный переворот, монархия была свергнута и провозглашена Йеменская арабская республика.

Сторонники династии имамов попытались восстановить монархию при поддержке соседней Саудовской Аравии. Но на помощь молодой республике и ее военному правительству неожиданно пришел Египет. Йеменская революция быстро переросла в гражданскую войну внутри самого Йемена и в межарабскую войну между Египтом и Саудовской Аравией. Увлеченный собственной идеологией, Насер провозгласил этот конфликт битвой за будущее арабского мира между «прогрессивными» республиканскими силами и монархическими «реакционерами». Поскольку в этом случае на кону не стояло никаких египетских интересов, эта война началась исключительно вследствие того, что египетский лидер спутал риторику с реальной политикой. Это был первый военный конфликт, в который Насер вмешался по собственной воле, и он стал для Египта его «Вьетнамом».

После сентябрьского переворота 1962 года Йемен начали наводнять египетские войска. Их численность стремительно росла: если в конце 1963 года она составляла 30 000 человек, то в 1965 году — 70 000, почти половину всей египетской армии.

С самого начала это была война, победить в которой невозможно. За пять лет египтяне, которым противостояли племенные партизанские формирования, сражавшиеся на своей территории, потеряли больше 10 000 солдат и офицеров. Такое количество жертв и отсутствие сколько-нибудь значимых успехов — египетская армия так и не смогла продвинуться заметно дальше столицы Йемена, Саны, — сказались на ее боевом духе. В то время как роялисты получали щедрое финансирование от Саудитов и тайную помощь от Британии, египтянам неоткуда было взять деньги на оплату огромных расходов, с которыми всегда связано ведение войны на чужой территории. Но практические вопросы мало интересовали Насера, увлеченного миссией революционного вождя арабского мира. «Мы не можем уйти из Йемена, — заявил Насер командующему египетским контингентом, — потому что это приведет к победе реакционных сил над йеменской революцией»{18}.

Египетский лидер признавал, что война в Йемене для него скорее «политическая, чем военная операция». Но он не сумел предвидеть, как она отразится на способности его страны противостоять более очевидной угрозе со стороны Израиля.


Все десятилетие после Суэцкого кризиса Израиль и его арабские соседи готовились к очередному раунду войны. В развернувшейся гонке вооружений на Ближнем Востоке Соединенные Штаты заняли место Франции в качестве основного поставщика вооружений для Израиля. Британия снабжала оружием иорданцев, а Советский Союз активно вооружал Египет и Сирию. Не страдая политическим альтруизмом, СССР использовал оба арабских государства для опосредованного противоборства с США в этом стратегически важном регионе мира.

Война была неизбежна, поскольку ни Израиль, ни его арабские соседи не были удовлетворены существующим положением дел и не желали заключать мир на основе статус-кво. Арабы так и не смирились с созданием Израиля и отказывались даже произносить название этой страны, предпочитая говорить о «сионистском государстве». Фактически проиграв Израилю две войны в 1948 и 1956 годах, они были полны решимости сравнять счет. Сотни тысяч палестинских беженцев в Ливане, Сирии, Иордании и секторе Газа были живым напоминанием о том, что арабские государства так и не смогли освободить Палестину от сионистских захватчиков.

Израильтянам также была нужна война. Прежде всего их беспокоила узкая полоса суши между средиземноморским побережьем и Западным берегом реки Иордан, ширина которой в некоторых местах составляла всего 12 километров. Она могла быть легко перерезана вражескими силами, что привело бы к изоляции северной и южной частей страны друг от друга. Кроме того, израильтяне не имели доступа к Стене плача и Еврейскому кварталу Иерусалима, которые остались в руках Иордании, а Сирия занимала стратегически важные Голанские высоты. Наконец, израильтяне считали, что со временем их военное преимущество перед арабскими соседями может сократиться вследствие того, что Советский Союз активно снабжал сирийцев и египтян новейшим вооружением и военными технологиями. Израилю требовалась победоносная война, чтобы обеспечить себе хорошо защищенные границы и нанести решающее поражение арабским соседям, получив таким образом возможность навязать им мир на выгодных для себя условиях.

Весной 1967 года израильтяне обвинили Сирию в поддержке палестинских боевиков, которые якобы регулярно проникали с сирийской территории в Израиль для проведения диверсионных актов. Отношения между двумя странами быстро обострились. Израильская и сирийская армии были приведены в состояние боевой готовности. Премьер-министр Леви Эшколь пригрозил Дамаску военной операцией, если провокации со стороны сирийцев не прекратятся. Уже в апреле словесные угрозы уступили место боевым столкновениям между израильскими и сирийскими ВВС в сирийском воздушном пространстве. Израильтяне сбили шесть сирийских истребителей МиГ, два из которых рухнули на пригороды Дамаска. Египетский журналист Мухаммад Хайкал писал: «Ситуация между Сирией и Израилем стала взрывоопасной»{19}. Неожиданная эскалация конфликта взбудоражила весь регион.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию