Эпоха завоеваний - читать онлайн книгу. Автор: Ангелос Ханиотис cтр.№ 71

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Эпоха завоеваний | Автор книги - Ангелос Ханиотис

Cтраница 71
читать онлайн книги бесплатно

«Клеопатра <…> поплыла вверх по Кидну на ладье с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, стройно сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар. Царица покоилась под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, какою изображают ее живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами — будто эроты на картинах. Подобным же образом и самые красивые рабыни были переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных курильниц и растекались по берегам» [87].

Спустя два обеда (один состоялся в вычурном шатре Клеопатры, другой — в духе типично римской воинской сдержанности) Марк Антоний сдался перед чарами 28-летней царицы; все источники называют эту капитуляцию следствием не физической красоты, а силы ее личности.

По мере того как напряжение между триумвирами возрастало, первостепенное значение для Антония приобретала война с парфянами, задуманная еще Цезарем. Победа на Востоке позволила бы ему обрести власть и над остальной державой. Но успешная кампания требовала ресурсов, которые мог предоставить лишь Египет. Следовательно, помимо чар Клеопатры решение Антония связать с ней свою судьбу могло быть вызвано и политическими интересами. В 37–36 гг. до н. э. Антоний осуществил территориальную реорганизацию, которая подточила помпеевскую концепцию Римского Востока. Нетронутыми остались лишь три римские провинции: Азия, Вифиния и Понт, а также Сирия. Другие были превращены в зависимые царства, на престолы которых Антоний посадил верных друзей. Вновь обрела царя, но на этот раз уже из новой династии, начатой Иродом, Иудея. Больше всех выиграла от этой реорганизации Клеопатра, чье царство не только возвратило себе Кипр и Киренаику, но и получило остров Крит и новые земли на Ближнем Востоке (внутренние районы Киликии, часть Набатейского царства и Халкидское царство в Сирии). Государство Клеопатры достигло размеров, невиданных с конца III века до н. э.

Впоследствии пропаганда представляла эти решения как результат злонамеренного влияния обольстительницы-египтянки, вынудившей римского солдата совершить измену. Но следует задуматься о том, какие преимущества могло иметь такое устройство. Не потеряв доходов, ибо Азия и Вифиния продолжили выплачивать дань, Антоний освободил Рим от необходимости осуществлять управление горными и отсталыми областями, переложив сложную задачу осуществления контроля над ними на вассальных царей, готовых поддержать его войсками. Упразднив провинции, Антоний мог использовать размещенные в них легионы для ведения войны; увеличивая Египет, он увеличивал не просто еще одно зависимое государство, но царство, которое в будущем должно было стать основой его личной автократической власти.

В 36 году до н. э. Антоний, готовясь к войне в Антиохии, впервые увидел близнецов, рожденных ему Клеопатрой тремя годами ранее. Их имена — Александр Гелиос («Солнце») и Клеопатра Селена («Луна») — имели символическое значение не только для греческого мира или Египта, но и для нового врага, так как парфянский царь звался «братом Солнца и Луны». В том же году началась война, однако кампания Антония в Армении не принесла больших успехов. От Октавиана ожидалась помощь в 20 000 человек, но он отправил лишь 2000. Его сторонники в Риме представляли Антония предателем, который, будучи женат на сестре Октавиана Октавии, раздаривал римские владения своей египетской любовнице. По возвращении из Армянского похода Антоний убедился, что взаимопонимание с Октавианом невозможно и война неизбежна. Сулла, Помпей и Цезарь уже экспериментировали с различными вариантами неограниченной личной власти: Сулла был диктатором «для принятия законов и устройства государства» на период, превышавший допустимые установлениями шесть месяцев; Цезарь занимал незаконную должность пожизненного диктатора; а Помпей — череду чрезвычайных постов. Новый замысел Антония был более прост: монархическая власть на Востоке со столицей в Александрии. После возвращения из Армении и проведения в Александрии триумфа он провозгласил Клеопатру и Цезариона царицей и царем всех царей. Трое его детей должны были стать правителями более мелких царств: Александр Гелиос — Армении и всех земель к востоку от Евфрата (то есть Парфии); Птолемей Филадельф — территорий к западу от Евфрата, Сирии и Киликии; а Клеопатра Селена — Ливии и Киренаики.

И торопились, и к Гимнасию сбегались,
и криками восторга одобряли
на греческом, арабском и еврейском
блестящий тот парад александрийцы,
а знали ведь, что ничего не стоят,
что звук пустой —
цари и царства эти. [88]
(К. Кавафис. «Александрийские цари», 1912)

Эти «Александрийские дары» стали последней каплей в отношениях Антония и Рима. Триумвират, срок которого истек в конце 33 года до н. э., не был возобновлен, и через два года пропаганды против Антония в Риме сенат в 31 году до н. э. объявил его врагом Рима; началась последняя гражданская война Республики. Главной силой Октавиана был его полководец Агриппа, который захватил важный греческий порт Мефону, а затем разгромил флот Антония и Клеопатры при Акции 2 сентября 31 года до н. э.

Разбитый и отчаявшийся, Антоний бежал в Египет, куда в августе 30 года до н. э. вторглись войска Октавиана. Понимая безнадежность сопротивления, Антоний покончил с собой. Через несколько дней Октавиан прибыл в Александрию и схватил Клеопатру. Совершив погребальный ритуал по Антонию и не желая быть трофеем на триумфе победителя, Клеопатра совершила самоубийство — как передают, подставила руку или грудь под укус змеи. Египетское царство было упразднено, а его территория перешла под личный контроль Октавиана и позднейших императоров. Из четырех детей Клеопатры приемный сын Цезаря, Октавиан, казнил его единственного родного отпрыска — Цезариона. Он не смог не прислушаться к совету своего наставника Ария Дидима, философа-стоика: «Нет в многоцезарстве блага». Но жизни трех детей Антония были сохранены. Их доставили в Рим и показали на триумфе Октавиана. Вместо царственных диадем они несли столь тяжелые золотые цепи, что едва могли идти, вызывая жалость зрителей. Клеопатра Селена позднее вышла замуж за нумидийского царя Юбу. О судьбе ее братьев ничего не известно: считается, что они умерли в Риме в молодом возрасте.

Слышал ли в свою последнюю ночь Антоний, прозванный Новым Дионисом, шум и музыку дионисийских гуляний, как предполагает Кавафис в своем стихотворении «Покидает бог Антония», мы не знаем. По крайней мере, мы должны быть благодарны ему за то, что он вдохновил поэта на создание одного из самых прекрасных его произведений:

Когда внезапно в час глубокой ночи
услышишь за окном оркестр незримый —
божественную музыку и голоса —
судьбу, которая к тебе переменилась,
дела, которые не удались, мечты,
которые обманом обернулись,
оплакивать не вздумай понапрасну.
Давно готовый ко всему, отважный,
прощайся с Александрией, она уходит.
И главное — не обманись, не убеди
себя, что это сон, ошибка слуха,
к пустым надеждам зря не снисходи.
Давно готовый ко всему, отважный,
ты, удостоившийся города такого,
к окну уверенно и твердо подойди
и вслушайся с волнением, однако
без жалоб и без мелочных обид
в волшебную мелодию оркестра,
внемли и наслаждайся каждым звуком,
прощаясь с Александрией, которую теряешь [89].

Уничтожение последнего царства, основанного преемниками Александра, отмечает конец эпохи, которую мы по традиции называем эллинизмом. Оно отмечает также конец непрерывной войны и объединение Римской империи под властью одного человека в политическую систему, которую современные ученые называют принципатом. Несмотря на огромные перемены, которые принесли Pax Romana и монархическая власть принцепса, все основные политические, социальные и культурные процессы, происходившие в греческом мире в последующие два столетия, коренились в эпохе эллинизма.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию