Краткая история Японии - читать онлайн книгу. Автор: Ричард Г. П. Мейсон, Джон Г. Кайгер cтр.№ 68

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Краткая история Японии | Автор книги - Ричард Г. П. Мейсон , Джон Г. Кайгер

Cтраница 68
читать онлайн книги бесплатно


Краткая история Японии

1 — Двор в Киото

2 — Бакуфу в Эдо

3 — Княжества фудай

4 — Княжества тодзама (Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн)

5 — Старшие вассалы

6 — Младшие вассалы

7 — Городские торговцы

8 — Сельские торговцы

9 — Китайские науки

10 — Национальные науки

11 — «Голландские» науки

С идеологической точки зрения движущей силой реставрации был не спонтанный взрыв верноподданнических чувств к императорскому дому и не внезапное отвращение к бакуфу. До 1868 года ею были радикальный национализм и ксенофобия молодых самураев, постепенно охватившие и интересовавшихся политикой помещиков-предпринимателей в деревнях. Движение Сонно дзёи («Почитай императора, изгоняй варваров!») инициировали неравноправные соглашения с западными державами, а неспособность бакуфу противостоять иностранцам вызывала все более серьезную критику.

Роль внешней политики как фактора реставрации преуменьшается современными историками и на Западе, где люди не стремятся копаться в собственном империалистическом прошлом, и в самой Японии, где оно противоречит предвзятым суждениям националистов и марксистов, считающих первичной внутреннюю эволюцию и мотивацию. Возможно, что-то вроде реставрации Мэйдзи все равно произошло бы к концу XIX века, даже если бы западной агрессии не было, поскольку в Японии уже повсеместно знакомились с западными технологиями и возможностями, которые они давали. И все-таки факт остается фактом: самой очевидной причиной реставрации монархии стал провал восходившей к доиндустриальной эпохе политики закрытой страны.

Промышленная революция, даже на ранней стадии железа и пара, дала Западу огромное технологическое преимущество перед остальными «частями» мира и в то же время обострила потребность в рынках и ресурсах. В случае с Японией инициатором открытия до сих пор неиспользуемого региона выступили Соединенные Штаты Америки. Их интересовала не столько торговля с этой, в то время относительно бедной страной, сколько возможность заходить в японские порты для пополнения запасов продовольствия и устраивать там стоянку своих торговых судов, следующих в Китай. Существовала также проблема потерпевших кораблекрушение — их японская политика самоизоляции практически не учитывала. Севших на мель американцев брали под строгий арест, а затем отправляли из страны через Нагасаки, а спасенных японцев было трудно репатриировать. И наконец, протестантская Америка XIX века, странным образом соединявшая филантропические настроения с нетерпимостью, была готова возобновить миссионерскую деятельность, от которой пришлось отказаться католической Португалии в XVII веке.

Инициатива США выразилась в отправке в Японию военно-морской эскадры из десяти судов под командованием коммодора Мэтью Перри — он привез императору письмо от президента Милларда Филлмора с просьбой об установлении торговых и дипломатических отношений. Не встретив сопротивления, Перри летом 1853 года вошел в залив Эдо и непосредственно обратился к бакуфу. Власти в Эдо были предупреждены королем Голландии о подходе эскадры, но демонстрацию военной силы не стали устраивать ни на суше, ни на море. Перри передал письмо и сказал, что ответ ждут через год. Визит был кратким и вежливым, но угрожающий вид «черных кораблей» оставлял мало места для сомнений, и когда в 1854-м коммодор вернулся, бакуфу заявило, что готово подписать предварительный договор, обязывающий его к прямым отношениям с Соединенными Штатами, но не к торговле. В 1858 году после долгих и трудных переговоров, которые вел первый американский консул Таунсенд Харрис, удалось подписать полноценный договор о дружбе, торговле и судоходстве. Договоры, дающие аналогичные привилегии, были подписаны с Голландией и другими европейскими странами, которые в 1860-х годах, когда Америку рвала на части война севера и юга, заняли важное место в отношениях Японии с внешним миром.

В те дни даже крупные события в международной дипломатии часто происходили весьма неторопливо, а стабилизация их последствий могла занять еще больше времени. Бакуфу в целом сохраняло контроль над внешней и внутренней политикой до убийства оппозиционерами Ии Наосукэ (1818–1860), который без согласия императора подписал неравноправные договоры с иностранными государствами. Так или иначе, за 15 лет, которые прошли с первого появления эскадры Перри до реставрации 1868 года, все эти соглашения разрушали бакуфу, словно медленный яд, лишая его силы независимо принимать решения.

Открытое сопротивление требованиям чужеземцев граничило с безрассудством, поскольку у Японии не было средств предотвратить массированный артиллерийский обстрел Эдо и других прибрежных городов с моря. И тем не менее осознание собственной несостоятельности и культурное потрясение, вызванные внезапным нарушением политики самоизоляции и еще больше — односторонними невыгодными соглашениями, побуждали сторонников Сонно дзёи не только проклинать иностранцев и бакуфу на словах, но и подтверждать свою ненависть делом. Были случаи насильственной смерти, поджогов и открытой вражды — самыми известными стали убийство в 1862 году англичанина Ричардсона самурайским эскортом даймё Сацумы на дороге недалеко от Иокогамы и обстрел в 1863 году иностранных судов в проливе Каммон (Симоносеки) береговыми батареями княжества Тёсю. Япония выплатила огромную контрибуцию, а западные державы приняли прямые ответные меры против нанесшего им оскорбление княжества. Но едва ли не более губительными оказались внутренние последствия: удача окончательно отвернулась от бакуфу, когда армия, отправленная в 1866 году усмирить Тёсю, потерпела неудачу, главным образом из-за отсутствия желания сражаться.

Чтобы успокоить домашних критиков, а также укрепить собственные позиции против иностранных неприятелей, власти Эдо пытались добиться государственного консенсуса в пользу либо своего решения подписать соглашения, либо долгосрочной политики самоукрепления и абсолютной оппозиции Западу. Однако консенсус предполагал, что бакуфу будет советоваться с двором и великими даймё и, принимая решения, учитывать их мнение наравне с собственным. Такого никогда раньше не было; придворные и самые напористые даймё не замедлили воспользоваться изменившейся ситуацией. Двор фактически отказался подтвердить соглашения с западными государствами и время от времени высказывался за их отмену. Токугавское правительство оказалось между молотом и наковальней внешних и внутренних противоречий, не в состоянии справиться ни с теми, ни с другими. Это была очень сложная дилемма — решить ее, похоже, не представлялось возможным.

Внешняя политика Мэйдзи

Лоялисты, контролировавшие западные княжества, устанавливали разнообразные контакты с западными державами еще до 1868 года, и одним из первых шагов правительства Мэйдзи стало гарантирование исполнения существующих соглашений в ожидании их пересмотра. Таким образом, после реставрации политика приверженцев монархии изменилась: отторжение всего иностранного и лозунг Сонно дзёи уступили место принятию иностранцев в Японии и стремлению «руководствоваться в своих действиях международными обычаями» [143]. Но хотя подобные перемены настроения были в целом полезными, решению основной проблемы соглашений они никак не помогли.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию