Что придумали армяне. Легендарные личности и великие изобретения. От соломинки для коктейля до подводной лодки - читать онлайн книгу. Автор: Армен Нерсесян cтр.№ 25

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Что придумали армяне. Легендарные личности и великие изобретения. От соломинки для коктейля до подводной лодки | Автор книги - Армен Нерсесян

Cтраница 25
читать онлайн книги бесплатно

Кюпелян Ваге
(1912–1988)

Американский военный конструктор. Руководил разработкой самолётов и баллистических ракет.

Родился в семье врача, его родители – Мария и Симеон Кюпеляны. В 1915 году, во время турецкого геноцида армян, Симеона призвали на службу врачом в турецкую армию, а его семью (жену, троих сыновей и дочь) выслали в Дейр-эз-Зор. Но дочь умерла во время ссылки, а Симеона расстреляли турки в Багдаде. Когда Ваге было 6 лет, дети с матерью вернулись в Кахраманмараш и увидели, что их дома больше нет. Тогда Мария с детьми решила уехать в США.

Ваге Кюпелян окончил Массачусетский технологический институт со степенью в области авиационной техники. В 1939 году он начал разрабатывать самолётные двигатели для компании Pratt & Whitney. Позже работал на компанию Goodyear, где был руководителем различных проектов по созданию самолётов и ракет, в том числе руководил созданием самолёта F2G Corsair. В 1950 году переехал в Вашинг тон и стал работать в Департаменте военно-морских сил США. В 1966–1974 годах был помощником директора Оборонного агентства по баллистическим ракетам. Позже был помощником по ракетной технике директора программы по защите от баллистических ракет.

В 1984 году был удостоен премии Американского института аэронавтики и астронавтики. В апреле 1988 года ушёл в отставку с поста помощника заместителя министра обороны по стратегическим и театра военных действий ядерным силам. В отставке жил в районе Вашингтона Чеви Чейз.

В США Кюпелян наиболее известен как создатель одного из самых популярных американских боевых самолетов – истребителя «Фантом» F2J.

Л
Легран Мишель Жан
(1932–2019)

Французский композитор, пианист, аранжировщик, дирижер и певец.

Его матерью была Марсель Тер-Микаэлян. В 1917 году ее отец Саркис Тер-Микаэлян бежал из Османской империи, чудом избежав гибели. Его дочь Марсель вышла замуж за Раймонда Леграна – руководителя оркестра варьете. В 1932 году у них родился сын Мишель.

Отец, Раймонд Легран, и сам писал музыку. Мама зарабатывала на жизнь игрой на фортепиано. Так что в доме Легранов постоянно звучала музыка. Однако семья довольно скоро распалась, отец ушел. Марсель постоянно пропадала на работе, ведь надо было кормить Мишеля и его сестру Кристиан. Маленький Мишель сидел дома, игрушек практически не было, и он развлекался тем, что подбирал на пианино мелодии, которые передавали по радио.

После развода Марсель с детьми переехала к отцу и прожила в его доме в Аньере 6 лет. Внуки много общались с дедушкой. Каждое воскресенье Мишель Легран вместе с дедушкой посещал храм, а в часы досуга в доме звучал граммофон. Саркис Тер-Микаэлян обожал музыку и собрал богатую коллекцию пластинок.

В 10 лет Мишеля отдали в консерваторию, и мальчику там очень понравилось. Учебное заведение он окончил с отличием, в совершенстве овладел фортепиано, научился играть на гармонии и фуге.

После выпуска он стал аккомпаниатором у известного французского певца Мориса Шевалье и объехал с ним полмира. В Америке Легран записал дебютную пластинку, назвав ее «Я люблю Париж». Альбом с инструментальными композициями Мишеля Леграна в 1954 году занял верхние позиции в американских музыкальных чартах.

В конце 1950-х годов он выступал как джазовый исполнитель. В 1958 году Мишель Легран записал первый сборник джазовых композиций. И тогда же начал писать музыку к художественным фильмам.

В 1963 году вышла музыкальная мелодрама «Шербурские зонтики», ставшая хитом благодаря игре Катрин Денев и саундтрекам Мишеля Леграна. Все песни картины и озвучивание принадлежат сестре композитора. В следующем году фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, а мелодия «Осенняя грусть» из «Шербурских зонтиков» превратилась в шлягер на все времена.

В середине 1960-х маэстро, написавший саундтреки к двум сотням фильмов, запел сам. Вокал Мишеля Леграна не был совершенен, но слушателям понравился.

Мишель Легран трижды получал «Оскар». Впервые в 1969 году за песню к мелодраме «Афера Томаса Крауна». Второй раз за саундтрек к драме 1972 года «Лето 42-го», и третий за песню к музыкальной ленте Барбры Стрейзанд «Йентл» 1984 года. А в номинацию на «Оскар» композитор попадал 6 раз. Восемь раз номинировался на «Золотой глобус» и трижды на «Сезар».

В 1991 году состоялась премьера альбома Леграна «Динго», за которую ему вручили «Грэмми». В том же году он выступил в легендарной парижской «Олимпии» с Тамарой Гвердцители. Поздней осенью 2013 года Мишель Легран записал совместный диск с оперной дивой Натали Дессе. Альбом стал «золотым»: французы раскупили 50 тысяч копий. В последнее десятилетие он побывал в Японии, США, Нидерландах и неоднократно в России. Он продолжал сочинять музыку для фильмов, балета и театров, записывал новые сборники инструментальных композиций.

26 января 2019 года Мишель Легран скончался в возрасте 86 лет в Париже.

Лисициан Павел Герасимович
(1911–2004)

Советский, российский и армянский оперный и камерный певец (баритон), педагог.

Родился 24 октября (6 ноября) 1911 года во Владикавказе (ныне Северная Осетия, Россия).

Дед Павла, тоже Павел Герасимович, занимался извозом. Отец работал буровым мастером. Потом организовал фабрику по выпуску гильз для папирос (деньги на это предприятие ему предложил отец великого театрального режиссера Евгения Вахтангова Багратиони Вахтангов). Герасим Павлович закупил в Финляндии оборудование, наладил производство и через два года полностью расплатился с долгами. Однако после революции фабрика была национализирована и отец вынужден был вернуться к профессии бурового мастера.

И мать, и отец, и старшая сестра Рузанна, и с малых лет сам Павел пели в хоре армянской церкви. Уже в четырехлетнем возрасте мальчик пел сам или в дуэте с отцом не только армянские, но и русские, украинские и неаполитанские народные песни. Потом он занимался в хоре, учился игре на виолончели, брал фортепианные уроки, играл в любительском оркестре… Дома тоже любили музицировать, все гастролирующие певцы бывали в доме Лисицианов. Но к музыкальной карьере мальчика не готовили.

Пятнадцатилетним подростком, по окончании школы-девятилетки в 1926 году, Павел покинул родительский дом и начал работать самостоятельно. Он участвовал в геолого-разведочных и алмазно-буровых экспедициях. Был учеником бурильщика, разнорабочим, подсобником, потом буровым мастером на строительстве Тапараван-ГЭС. При этом он активно участвовал в художественной самодеятельности, был солистом в народном хоре. После одного из выступлений начальник партии вручил восемнадцатилетнему мастеру путевку Тифлисского геологического управления на рабфак Ленинградской консерватории. В Ленинград Павел приехал летом 1930 года. Поскольку вступительные экзамены должны были начаться через несколько месяцев, то юноша пошел работать на Балтийский завод. Освоил профессии клепальщика и электросварщика, молотобойца. Но с Ленинградской консерваторией пришлось расстаться, едва начав обучение. Поступил статистом в Большой драматический театр. Там ему доверили исполнение сольного номера – романс Шапорина «Ночной зефир».

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению