Думай как римский император. Стоическая философия Марка Аврелия для преодоления жизненных невзгод и обретения душевного равновесия - читать онлайн книгу. Автор: Дональд Робертсон cтр.№ 8

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Думай как римский император. Стоическая философия Марка Аврелия для преодоления жизненных невзгод и обретения душевного равновесия | Автор книги - Дональд Робертсон

Cтраница 8
читать онлайн книги бесплатно

Около двух десятилетий Зенон изучал философию в Афинах, а затем основал собственную школу в публичном здании с видом на Агору, также называемую Stoa Poikile, или «Раскрашенный портик», где он часами ходил взад и вперед, рассуждая на философские темы. Собиравшиеся там ученики изначально называли себя зенонийцами, а впоследствии стоиками, от слова stoa, или «портик» [14]. Есть предположение, что название «стоик» намекает на практический, приземленный характер этого философского направления. Оно возникло на улицах Афин, у всех на виду, рядом с рыночной площадью, где Сократ проводил время в рассуждениях о мудрости и добродетели. В отличие от других философских школ основатели Стоицизма не пытались казаться крайне мудрыми. Наверное, эту идею они хотели донести, когда стали называться не зенонийцами, а стоиками. Отношение Зенона к ученикам было очень похоже на то, что позднее описывал Сенека, который не позиционировал себя врачом-экспертом, а скорее играл роль пациента, объясняющего ход своего лечения соседям по больничной палате. Такой подход сильно контрастировал с конкурирующими учениями, например Эпикуреизмом, названным по имени его основателя, Эпикура, который как раз утверждал, что является истинным мудрецом. Ученикам философа надлежало заучивать наизусть его высказывания, праздновать его дни рождения и молиться на него.

Зенон говорил своим ученикам, что его предназначение – ставить мудрость выше богатства и репутации. Он также любил говорить: «Мое самое прибыльное путешествие началось в тот день, когда я потерпел кораблекрушение и потерял все свое состояние» [15]. И в наши дни нередки случаи, когда люди делают парадоксальное открытие, что потеря работы может оказаться лучшим событием их жизни. Зенон разделял доктрину киников о том, что богатство и прочие внешние ценности не имеют никакого значения и что истинной целью в жизни является добродетель. Проще говоря, по мнению киников, наш характер – наиболее значимая вещь в жизни, и мудрость заключается в том, чтобы не придавать ценности остальным вещам. По их мнению, для того чтобы выработать такое отношение, требуется пожизненная тренировка психологических и нравственных сил через преодоление трудностей и отказ от некоторых желаний.

Однако другие философы возражали стоикам в части таких внешних ценностей, как здоровье, богатство и репутация, считая, что они тоже необходимы для благополучной жизни, не исключая при этом добродетели. Проблема заключается в том, что эти внешние ценности отчасти находятся в руках Судьбы, по воле которой для многих людей благополучная жизнь недостижима. Сократ, например, по афинским стандартам считался уродливым, жил в относительной нищете и умер преследуемым могущественными врагами. Интересно, была бы его жизнь лучше, если бы он был красивым, богатым и всеми восхваляемым? Но ведь его величие состоит именно в мудрости и силе характера, которые помогали ему преодолевать эти препятствия в жизни. Новизна подхода Зенона заключалась в том, что он оспаривал утверждение о том, что внешние блага тоже имеют ценность, просто абсолютно иного рода, чем добродетель. Он считал, что разница в их значимости не такая уж абсолютная. Для стоиков добродетель – единственная истинная ценность. Киники тоже разделяли эту точку зрения, но они также считали естественным предпочитать здоровье болезни, богатство – нищете, друзей – врагам и т. д., в пределах разумного, конечно. Внешние блага, например богатство, дают больше возможностей, но сами по себе они просто не имеют такой ценности, которая может определить достойную жизнь.

Зенон вначале был глубоко вдохновлен учением киников. И все же он хотел уравновесить и расширить его доктрины, объединив их с элементами других школ афинской философии. Опираясь на широкий спектр знаний, он решил, что логика и метафизика тоже могут внести свой вклад в развитие нравственных качеств. В связи с этим Зенон разработал программу обучения Стоицизму, разделенную на три обширные темы: этику, логику и физику (которые включали в себя метафизику и теологию). В программу основанной им стоической школы, которая возглавлялась несколькими «сколархами» (главами философской школы), входил ряд типичных основных доктрин, но воспитанникам также предлагалось учиться мыслить самостоятельно. После смерти Зенона Клеанф, его ученик, а прежде боксер и ночной садовник – этим он зарабатывал себе на жизнь, – стал главой стоической школы. Его последователем был Хрисипп, один из самых прославленных интеллектуалов античного мира. Эти трое философов разработали исходные доктрины стоической школы.

Учения Зенона и Клеанфа были простыми, практическими и лаконичными. Верный своим киническим корням, Зенон главную цель видел в совершенствовании характера своих молодых учеников, избегая при этом мудреных и длительных академических споров. Если кто-то жаловался, что его философские аргументы были слишком односложными, Зенон соглашался и отвечал, что, будь его воля, он и слоги сократил бы. В отличие от него Хрисипп был продуктивным писателем и развил множество философских аргументов – известно, что он написал свыше семи сотен книг. К моменту начала его творческой деятельности появилась необходимость защищать Стоицизм от критики со стороны других философских школ, особенно появившихся тогда академиков-скептиков, и это требовало формулирования более веских и зрелых аргументов. С другой стороны, Клеанф, наставник Хрисиппа, не был человеком выдающегося интеллекта. Согласно легенде, Хрисипп часто говорил, что лучше бы Клеанф не растекался мыслью по древу, а сразу переходил к сути стоической школы, ее основным положениям, чтобы Хрисипп мог лучше подготовить аргументы в свою защиту. Сегодня многие студенты-стоики исповедуют такой подход: их привлекает мировоззрение стоиков, но они предпочитают модифицировать его, расширив аргументацию на основе современной науки и философии. Стоицизм никогда не имел ничего общего со схоластическими рассуждениями. Хрисипп во многом не разделял точку зрения Зенона и Клеанфа, то есть те положения, на которых зиждился Стоицизм.

Согласно одному источнику, просуществовав пару веков, первоначальная стоическая школа распалась на три разных направления. Почему так случилось, однозначного ответа никто дать не может. К счастью, к тому времени в Римской республике начали постигать древнегреческую философию и ощущать особую связь со Стоицизмом. Известный римский полководец Сципион Африканский-младший, взявший Карфаген, попал в ученики к последнему сколарху стоической школы в Афинах Панетию Родосскому. Во II веке н. э. в Риме Сципион собрал вокруг себя группу интеллектуалов, известную как Круг Сципиона, в который входил его близкий друг Лелий Мудрый, еще один влиятельный римский стоик.

Одним из важнейших людей, который донес до нас суть Стоицизма, был знаменитый римский государственный деятель, оратор Цицерон. Несмотря на то что он был последователем Академии Платона, Цицерон обладал глубоким знанием философии стоиков и очень много писал на эту тему. С другой стороны, его друг и политический соперник Катон Утический, будучи образцовым стоиком, как охарактеризовал его Цицерон, не оставил после себя никаких трудов по философии. После своей смерти при оказании сопротивления тирану Юлию Цезарю во время гражданской войны Катон прославился как герой и стал вдохновителем последующих поколений стоиков.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию