История ОБХСС и экономическая преступность в России в ХХ веке - читать онлайн книгу. Автор: Сергей Холодов cтр.№ 76

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История ОБХСС и экономическая преступность в России в ХХ веке | Автор книги - Сергей Холодов

Cтраница 76
читать онлайн книги бесплатно

Но вернемся к операции «Плотина». В ходе тотальной зачистки подмосковного бизнес-ландшафта выяснились интересные вещи. Например, оказалось, что значительная часть импорта автомобилей контролируется преступными группировками.

На иномарках в те годы народ был просто помешан. Количество машин заграничного производства на улицах российских городов росло как на дрожжах. Так вот, почти две трети пригоняемых в Московский регион иномарок продавались и ставились на учет не без участия криминальных сообществ. Одну из таких преступных группировок вычислили в ходе операции «Плотина».

Действовали преступники с размахом. В течение нескольких лет они ввозили в страну по подложным таможенным документам автомобили из Белоруссии. В Московской области прикормленные бандитами товарищи из регистрационных служб ГАИ ставили эти машины на учет. Оформлялись автомобили как служебный автотранспорт, для чего в распоряжении преступников были свои фиктивные фирмы, специально созданные для этих целей. В период с 1994 по 1997 годы злоумышленники незаконно ввезли и поставили на учет 800 автомашин. В результате государству был нанесен ущерб в размере 70 миллиардов рублей. Благодаря умелой работе оперативников УБЭПа дело удалось довести до суда. 14 активных членов шайки получили реальные сроки лишения свободы.

В Щелковском районе оперативники УБЭПа изрядно потрясли королей нефтяного бизнеса. В ходе проверки хозяйственной деятельности одной из районных нефтебаз сыщики вышли на группу аферистов, занимавшихся хищениями нефтепродуктов. Аферы были закамуфлированы под вполне легальный бизнес. Для этого преступники зарегистрировали ООО, которое, судя по документам, занималось поставками горюче-смазочных материалов подмосковным автохозяйствам. И материалы действительно поставлялись. Только брали их преступники с той самой нефтебазы в Щелково — по фиктивным документам якобы для нужд ООО. Выражаясь по-русски, воровали, причем в достаточно больших количествах. Неконтролируемая государством прибыль от этих операций составила полмиллиарда рублей.

И так было повсеместно. В рамках операции «Плотина» сотрудники УБЭПа и ФСНП проверили тысячи коммерческих структур. Почти везде были вскрыты нарушения налогового законодательства. Только за первую неделю «Плотины» в бюджеты всех уровней удалось перечислить десятки миллиардов рублей. А еще, как это часто бывало во время таких крупномасштабных акций, оперативники УБЭПа раскрыли немало преступлений по линии уголовного розыска. Например, в Коломне была обезврежена крайне опасная преступная группировка, члены которой «косили» под налоговых полицейских.

Раздобыв где-то форму и документы сотрудников этого ведомства, преступники почти полгода терроризировали городских коммерсантов. Данью были обложены практически все коломенские магазины и кабаки. С теми, кто отказывался платить, жестоко расправлялись: полыхающие посреди ночи торговые палатки стали неотъемлемой частью городского ландшафта.

В течение нескольких месяцев милиция пыталась вычислить преступников, но всякий раз они ускользали от стражей порядка. А взяли их на живца. Для этого сотрудники УБЭПа, где уже накопилось немало заявлений от напуганных торговцев, открыли подставной ларек и начали бойкую торговлю на одной из оживленных улиц города. Вскоре, как и предполагали оперативники, в ларек явились люди в форме налоговой полиции с проверкой. Остальное было делом техники. Все члены шайки оказались жителями Рязани.

Ликвидация этой группировки вызвала большой резонанс, и не только среди коломенских предпринимателей. История о том, как коломенские бандиты прикидывались налоговыми полицейскими, довольно живо обсуждался и в самой налоговой полиции. Это был, пожалуй, первый случай, когда преступники маскировались именно под сотрудников ФСНП. Под милицию — такое случалось и раньше. В 1942 году, например, в Москве появилась банда, члены которой занимались грабежами и разбойными нападениями, используя форму сотрудников НКВД. В конце 1970-х обыски под видом работников ОБХСС были излюбленным приемом Вячеслава Иванькова и его людей, специализировавшихся на рэкете и вымогательстве денег у воротил теневого бизнеса. В середине 1990-х подмосковные сыщики обезвредили шайку разбойников, которые, используя форму сотрудников ГАИ, останавливали на трассе большегрузные автомобили и грабили их. Список при желании можно продолжить. Но использование формы и документов налоговой полиции — до этого впервые додумались именно коломенские бандиты. Тем самым сотрудники налоговой полиции получили еще одно косвенное подтверждение того, что их служба «вписалась» в правоохранительную систему страны и заняла там достойное место.

Опыт подмосковной «Плотины» оказался настолько удачным, что аналогичные операции было решено проводить и в других регионах страны.

Куда улетели «Птицы Америки»?

Многие, очевидно, помнят скандальную историю о том, как из Эрмитажа исчезли экспонаты. Это выяснилось в ходе ревизии, которую проводили в конце 2005 года. Ревизоры недосчитались 221 единицы хранения: именно так на казенном языке именуются предметы искусства и антикварные вещи, находящиеся в музейных фондах. Исчезли эти «единицы хранения» не в одночасье: как выяснило следствие, на протяжении нескольких лет, с 1999 по 2004-й, антиквариат и произведения ювелирного искусства методично похищались не без участия самих сотрудников музея. Официальная комиссия Эрмитажа оценила стоимость похищенного в 130 миллионов рублей.

Этот инцидент стал шоком для российской общественности. О сохранности культурного наследия враз заговорили на всех уровнях государственной власти. Даже президент России не остался в стороне, поручив правительству в срочном порядке создать соответствующую комиссию для организации и проведения неотложной комплексной ревизии культурных ценностей, находящихся в музеях страны. А в Санкт-Петербурге собрался на внеочередное заседание президиум Союза музеев России. На него пригласили тогдашнего главу Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого. Выступая перед музейщиками, Швыдкой громогласно заявил, что «…всеобщая всероссийская ревизия культурных ценностей в музеях началась и сейчас идет полным ходом».

В ходе «всеобщей ревизии» выяснились любопытные вещи. Во-первых, бесценные экспонаты из российских музеев исчезали и раньше. А во-вторых, в России за пятнадцать лет демократии и рыночных реформ так и не удосужились создать единый государственный реестр музейных экспонатов и библиотечных фондов. Большинство исторических ценностей, хранящихся в запасниках российских музеев, можно было идентифицировать только по записям в амбарных книгах советских времен или в церковных книгах, как минимум, столетней давности. Иначе говоря, никто толком не знал, что именно хранится в российских музеях и библиотеках, — идеальные условия для воровства и махинаций!

Стоит ли удивляться, что время от времени из наших музеев и библиотек бесследно исчезали экспонаты и книги. Например, в 1995 году в России пропали бесценные полотна Айвазовского и Боголюбова, офорты из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, предметы старины из дворца Монплезир, уникальные иконы из церкви в Костромской области.

В том же году из частных коллекций Санкт-Петербурга были похищены и незаконно вывезены на рубеж четыре картины русских живописцев конца XIX — начала XX столетия. В декабре 1995 года эти произведения были выставлены на аукционе Сотбис в Лондоне. Российские правоохранительные органы незамедлительно сообщили устроителям торгов о том, что картины краденые. Реакция организаторов аукциона оказалась в лучших традициях дельцов от искусства: картины не только не были возвращены в Россию — их даже не сняли с торгов.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению