Европа от Карла Великого до Крестовых походов. Общество. Культура. Религия - читать онлайн книгу. Автор: Эрнест Лависс, Альфред Рамбо cтр.№ 62

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Европа от Карла Великого до Крестовых походов. Общество. Культура. Религия | Автор книги - Эрнест Лависс , Альфред Рамбо

Cтраница 62
читать онлайн книги бесплатно

Но уже начинают обнаруживаться признаки той революции, которая эпоху муниципальной Италии заменит эпохой княжеств или тираний. Уже во время итальянских войн Фридриха II знатные лица, вроде Эццелино Романо или Аццо д’Эсте, во многих местах налагают руку на городское управление. Каждой партии нужен ловкий, энергичный вождь; знать выбирает себе вождя из своей среды, и противная партия также нередко избирает какого-нибудь честолюбивого аристократа, который порвал со своим сословием. Интересы партии сливаются с интересами ее вождя, и борьба партий вскоре превращается в борьбу двух могущественных фамилий; так, в Милане Торриани борются с Висконти, в Болонье — Ламбертацци с Джеремеями и т. д. Одержав верх, партия отдает всю власть в руки своего вождя: в 1208 г. народ в Ферраре избирает своим бессменным сеньором с неограниченной властью маркиза Аццо д’Эсте. Существование подестата, замещаемого теперь городами, благоприятствует этим переворотам. Вскоре Данте будет писать: «Италия полна тиранов, каждый крестьянин представляет собой партию и в каждом сидит Марцелл».

Таково политическое состояние муниципальной Италии в середине XIII в.; но, несмотря на все раздоры и войны, индивидуальная энергия, еще возбуждаемая этой жизнью, полной беспрерывных тревог и битв, приносит обильный плод. Флорентийские суконщики распространяют по всему свету свои узорные ткани; флорентийские банкиры основывают конторы на всем пространстве от Англии до Дальнего Востока, ссужают деньгами пап и государей и, благодаря своей финансовой опытности, благодаря своему кредиту, приобретают влияние на внутреннее управление государств. Венеция сосредоточивает в своих руках почти всю торговлю Востока с Западом. Уже начинается Возрождение: во Флоренции мы находим большое количество поэтов; некоторые из них, такие как Лапо дель Уберти, Гвидо Кавальканти, являются вместе с тем и выдающимися деятелями, вождями партий. В 1265 г. рождается Данте. В области искусства Николай Пизанский, работавший для Фридриха II, путем изучения римских барельефов обновляет скульптуру. В конце века флорентиец Джотто снова возвращает живопись к изучению природы, тогда как Арольфо дель Камбио начинает постройку дворца Сеньории, церквей Santa-Maria del Fiore и Santa-Croce.

Таким образом, с какой бы точки зрения ни смотреть, смерть Фридриха II и гибель Гогенштауфенов обозначают конец средневековой эпохи, начавшейся с Карла Великого. Посредством ряда последовательных изменений, которые можно проследить как в политической истории, так и в истории идей и искусств, за время борьбы между папством и империей в Италии и Германии, во Франции и Англии формируется новое общество, обнаруживающее своеобразный склад ума и выступающее на сцену с оригинальным лицом.

Легенда о Фридрихе II. Однако последующие поколения еще долго сохраняли память о тех, кто так энергично боролся с папством. Многие из его современников даже не могли поверить в его смерть. Его враги — францисканцы, основываясь на пророчествах Иоакима дель Фиоре, считали его Антихристом и предсказывали, что он снова явится, чтобы причинить еще больше зла церкви. В 1259 г. в Южной Италии один отшельник, походивший на Фридриха, стал выдавать себя за него, собрал кучку приверженцев и был признан враждебными Манфреду баронами Сицилии и Апулии. Манфред захватил его и казнил. Если память о Фридрихе и после этого продолжает жить в Италии, если, например, Данте много раз говорит о нем в своих сочинениях, то вера в его возвращение более не возникает. Но в Германии народное предание упорно хранит эту веру. В последние годы его царствования швабские доминиканцы, отчасти под влиянием иоакимских идей, в свою очередь признали Антихристом Иннокентия IV и заявляли, что Фридрих и его сын — «совершенные», «праведные», что император является защитником и преобразователем церкви, principalis defensor Eccelesiae. Крушение Фридриха разбило их надежды, но не остановило работы их апокалиптического воображения. Они предсказывали, что он вернется завершить свой труд. В 1283 г. в Кельне явился Лжефридрих, Тиль Колюп, или Дитрих Гольцшу. Итальянский францисканец Салимбене изображает его окруженным большой толпой немцев, которых он щедро одаривает; даже ломбардские города посылают гонцов в Германию, чтобы собрать точные сведения о нем. Но и после того, как он, осужденный за колдовство, был сожжен в Майнце в присутствии Рудольфа Габсбургского и прах его рассеян, народ все еще не хотел верить в смерть Фридриха: он вернется, прогонит попов и освободит Германию от церковной тирании. Новый самозванец, появившийся спустя короткое время в Любеке, также был признан простонародьем. Легенда растет от поколения к поколению и становится выражением чаяний немецкого народа: Фридрих восстановит мир, завоюет Св. Гроб. В 1348 г. Иоанн Винтертурский пишет, что распространяется уверенность в том, будто он явится во главе могущественной армии, чтобы все преобразовать, — и, как францисканец, он считает необходимым опровергнуть ожидания тех, которые верят в Фридриха, как евреи — в своего Мессию. По одним известиям, он исчез однажды во время охоты и живет со своими слугами за морем. Другие — особенно писатели XV в. — сообщают, что он живет в Киффгейзере в Тюрингии, в пещере или развалинах замка; он сидит перед столом, вокруг которого несколько раз обросла его борода. Еще в 1537 г., в царствование Карла V, появилась поэма, предрекавшая его возвращение [83].

Глава 5
Церковь и папская власть: от Григория VII до Бонифация VIII (1073–1294)

Те два века, которые отделяют восшествие на престол Григория VII от времени, когда во главе Римской церкви стоял Бонифаций VIII (1073–1294), составляют самый блестящий период в истории церкви. Эта эпоха отмечена не только распрей из-за инвеститур и великим движением Крестовых походов; это также эпоха реформы белого духовенства и развития монашеских орденов, эпоха наибольшего развития церковной юрисдикции и официальной кодификации церковного права, эпоха борьбы с грозными ересями Средних веков и, наконец, эпоха окончательного упрочения папской власти. Мы видим здесь четыре рода явлений, в которых с возрастающей силой обнаруживается жизненность католической церкви и которые требуют отдельного изучения.

Реформа белого духовенства и развитие монашеских орденов

Брак священников и симония. Епископские выборы. Кафедральные капитулы и архидьяконы. Религиозные ордена в XI и XII вв. Нищенствующие ордена (XIII в). Богослужение и таинства.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию