Разговоры, которые меняют жизнь. Техники экспоненциального коучинга - читать онлайн книгу. Автор: Михаил Саидов cтр.№ 21

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Разговоры, которые меняют жизнь. Техники экспоненциального коучинга | Автор книги - Михаил Саидов

Cтраница 21
читать онлайн книги бесплатно


За каждым олимпийским чемпионом стоит команда олимпийских тренеров.

За каждым генеральным директором крупной компании стоит совет директоров.

За каждым великим мастером стоит наставник.

У каждого гуру есть свой гуру.

Кто стоит за вами? Кто есть у вас, чтобы дать дом и крылья? Чтобы соединить вас со своей мудростью, когда вы запутались?

Сильный коуч не ведет себя с вами как услужливый официант, готовый слушать то, что ни к чему не ведет.

Сильный коуч обладает способностью пробуждать в вас новую жизнь. Увидеть, кто вы есть до того, как вы увидели себя, соединить вас с вашей мудростью, поверить в вас, пока вы не поверили в себя, и изменить всю вашу жизненную траекторию.

Это требует определенного навыка. Сегодня кажется, что коучем может быть любой, главное – получить сертификат или просто назвать себя коучем. К сожалению, это так не работает.

Коучингу нельзя обучиться в прямом смысле этого слова. Да, мы все, безусловно, где-то и у кого-то учимся. Но собственную трансформацию мы получаем через собственное действие.

Коучинг – это поиск истины, и нужно быть немного не в себе, чтобы решиться пойти этим путем. Тот, кто решил по нему пойти, по умолчанию соглашается идти тропой психологической боли. Ты можешь стать эффективным коучем только тогда, когда сам исцелишься. А исцеление проходит через то, что ты ломаешь себе психологические кости и вместо них оставляешь пустоту.

С детства наше эго ведет себя как архитектор, сооружая дом из мыслей, чтобы в нем жить и защищаться от мира. Эго просто хочет выжить, поэтому ищет опору в объектах и идеях. Это мой папа, это моя мама, я их сын или дочь. Это мое имя. Это моя игрушка. Я хожу в первый класс. Я люблю геометрию. Я хорош в рисовании. Я менеджер по работе с персоналом. Я мать и жена или отец и сын. Год за годом эго коллекционирует мысли о себе, чтобы сложить личность. Эго хочет больше объектов и лучших из них. Эго хочет иметь. Но король-то голый. Конструкция соткана из мыслей, указывающих на вещи, которые изменчивы. Когда опорная мысль конструкции рушится, то ты чувствуешь невыносимую в своей реальности боль. Тебя уволили, и ты больше не менеджер. От тебя ушел партнер, и ты больше не жена.

Встать на путь коучинга – это добровольно начать растворять собственную конструкцию. Потому что она соткана из историй, и пока ты веришь в свои истории, ты будешь верить в истории другого человека. Если ты сам потерян, то другого потерянного ты не выведешь.

Путь коучинга – это прямое разрешение жизни проходить в тебя без защиты. Тебе хочется закрыть свое сердце, но ты продолжаешь держать его открытым. Быть коучем – значит быть примером того, что возможно для твоего клиента. Ты заслуживаешь глубокого уважения, и к тебе начинают прислушиваться не потому, что ты так хочешь, а потому, что ты прошел определенный путь. Кто-то решил обойти лес, а ты пошел в самую чащу. Это как уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое мы испытываем. Разница лишь в том, что коучи идут по пути внутри себя. Тот, кто прошел до конца, готов отстаивать другого, чтобы пробудить его к новой жизни.

Глава 9
Последняя история

В начале XX столетия философы Сэмюэл Александер и Чарли Данбар Броуд разработали новое понятие, приведшее к созданию теории эмерджентности. Эмерджентность в биологии означает, что целое больше частей, из которых оно состоит. Например, поодиночке муравьи – одни из самых примитивных и плохо приспособленных к жизни насекомых. Один муравей вряд ли проживет больше дня, тогда как пауки живут годами, и даже десятилетиями. Но стоит муравью попасть в колонию, как вместе они образуют огромную силу со сложной системой взаимодействия. Это пример эмерджентности, когда части мало что из себя представляют, а целое способно выполнять очень сложные задачи. Теория эмерджентности относится к любой системе, и особенно к системе человеческих отношений.

Большинство ученых согласны, что среди причин развития самой умной части нашего мозга, неокортекса, выделяются непрерывный рост населения планеты и необходимость совместной работы с новыми участниками.

На заре цивилизации взаимодействовать с другими людьми было просто. Во-первых, их было мало, что существенно снижало нагрузку на наш не очень развитый ум. Во-вторых, биологически мы запрограммированы сохранять и защищать свои гены. Так как вокруг первобытных людей в основном были те, чья генная структура мало отличалась от их собственной, то не убивать друг друга было легче. Например, мы запрограммированы заботиться о своих детях, потому что они контейнеры с нашими генами и нам нужно, чтобы они выжили. Вы обращали внимание на то, как дети сразу узнают своих родителей и любят одних людей и не любят других? Они определяют схожесть своих генов с ДНК другого человека очень быстро.

Но у нашего нюха на чужое ДНК и желание сотрудничать эволюционно есть предел. Родственник дальше, чем на два колена, мало отличается от обычного незнакомца. Согласно исследованиям антрополога Роберта Данбара, эволюционно мы готовы взаимодействовать максимум со 150 людьми. Когда-то это был абсолютный предел. Более 15 человек рядом уже вызывали у индивида беспокойство и психологический дискомфорт.

Условия надо было как-то менять. Тогда у человека начинает развиваться речь и вместе с ней умение передавать свои мысли и восприятие реальности. Обмен знаниями о реальности – это то, что дало возможность человеку как виду выжить на протяжении десятков тысячелетий. Если я, например, знаю, что сейчас нельзя выходить из пещеры, потому что за ее пределами ходит голодный тигр, то моему соседу не нужно выходить, чтобы проверить правдивость моих слов лично, став ужином для тигра. Вместо этого мой сотоварищ может поверить мне на слово и тем самым себя спасти. Он поверил в мои знания о реальности, согласившись с тем, что возле пещеры стоит опасное существо, которого он не видел, а лишь вообразил. И чем красочнее история, которую я рассказываю, тем легче моим сожителям в нее верить.

Мы подошли к самой важной идее этой главы. Чтобы люди между собой кооперировали, а не отрывали друг другу голову, они должны быть объединены. И единственное, что нас, бедолаг, может объединить, – это хорошая история. История, в которую легко поверить и которая обещает рай, если ей следовать, и ад, если ослушаться (со времен пещер, как вы поняли, ничего не изменилось).

Теперь вернемся к эмерджентности. Если мы работаем вместе, то мы – сила. Мы создаем ракеты, лечим болезни, кормим обездоленных и снимаем кино. Чем больше нас объединено, тем наша сила мощнее. Мы все на чем-то специализируемся, как муравьи, и думаем об общем благе. Вместо разрозненных частей мы становимся одним большим трансформером.

Есть одно но: мы должны иметь мотивацию, чтобы быть частью этого трансформера. Должна быть история, которая нас объединит.

Многие столетия этой историей была религия, и она создала много трансформеров: мусульманский мир, христианский мир, буддийский и так далее. Были и иные идеологии, которые пытались нас объединить, – коммунизм, социализм, капитализм и другие.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию