Властелины кино. Инсайдерский рассказ о том, как снимаются великие фильмы - читать онлайн книгу. Автор: Тим Грирсон cтр.№ 27

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Властелины кино. Инсайдерский рассказ о том, как снимаются великие фильмы | Автор книги - Тим Грирсон

Cтраница 27
читать онлайн книги бесплатно

Чтобы наглядно подкрепить эту мысль, Ли заканчивает «Черного клановца» кадрами погромного митинга альт-правых в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, который перерос в насилие, приведшее к гибели невинного свидетеля – Хизер Хейер. Ли мощно наплывает через кадр с Хейер на груду цветов, оставленных на месте, где ее насмерть сбила машина неонациста. Затем через новый наплыв режиссер переходит к изображению перевернутого американского флага – сигналу бедствия, который меняется с красного, белого и синего на скорбный черно-белый.

Эти два наплыва усиливают ощущение трагедии и ужаса того, что показывает Ли. Смерть Хейер была отрезвляющим символом фанатизма, все еще поглощающего Америку, и техника монтажа позволяет нам полностью осознать бессмысленность ее смерти и неминуемые последствия для страны в целом.

Шторка

Властелины кино. Инсайдерский рассказ о том, как снимаются великие фильмы

Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда

1977

Режиссер: Джордж Лукас

Монтажеры: Ричард Чу, Пол Хирш, Марсия Лукас

Актеры: Марк Хэмилл, Алек Гиннесс


Шторки в «Звездных войнах» режиссера и сценариста Джорджа Лукаса – оммаж фильму 1940-х «Флэш Гордон покоряет Вселенную», который в детстве произвел на него сильное впечатление и где часто применяется этот прием. Шторки добавляют повествованию сказочность, напоминая, что эта космическая одиссея, по сути, фантазийное приключение. Закрепляя это ощущение, сиквелы и приквелы «Звездных войн» также используют шторки. Наряду с любимыми персонажами и культовой партитурой Джона Уильямса эти вытеснения становятся фирменным знаком «Звездных войн».

Наслаивание нового кадра поверх предыдущего прочно закрепились за знаменитой франшизой Лукаса; где-либо еще этот прием встречается редко. Даже в спин-оффах «Звездных войн», таких как «Изгой-один», шторок нет, что говорит о том, что эти фильмы не относятся к центральной сюжетной линии. Во время раскрутки «Изгоя-один» продюсер Кэтлин Кеннеди так и сказала: «Фильмы саги “Звездные войны” отвечают за поддержание преемственности тона и стилистики – таких вещей, как барабан с титрами в начале и вытеснение между сценами. Но с автономными фильмами мы ослабляем некоторые из этих правил, чтобы попробовать провести стилистические и тональные эксперименты, которые отходят от того, что уже было».

Шторки, безусловно, выразительный способ соединения сцен. Но теперь для зрителей эта техника неразрывно связана с теми научно-фантастическими блокбастерами, действие которых происходило давным-давно в далекой-далекой галактике.

Затемнение

Властелины кино. Инсайдерский рассказ о том, как снимаются великие фильмы

Поле чудес

1989

Режиссер: Фил Робинсон

Монтажер: Йен Крэнфорд


Затемнения в фильмах происходят в разные моменты, часто подразумевая, что даже если мы не увидим часть сцены, то без труда догадаемся, что произойдет. (Например, сексуальные сцены затемняются, прежде чем наступают слишком откровенные моменты.) Уход в черное может также указывать на то, что прошло время: затемнение – как вдох для подготовки зрителя к временному сдвигу.

Однако мы предлагаем сосредоточиться на затемнении в конце фильма. Это клише, равнозначное фразе «И жили они долго и счастливо». Снижение яркости кадра до полной темноты – тонкий намек для аудитории, что история подошла к концу и что у главных героев все будет отлично.

«Поле чудес» так и заканчивается. В конце фильма Рэй в исполнении Кевина Костнера наслаждается со своим отцом (Дуайер Браун) выгодной сделкой, в то время как вдалеке ряды автомобилей едут к его волшебной бейсбольной площадке. Все главные конфликты «Поля чудес» разрешены: Рэй помирился со своим отцом, его семье не придется продавать свой дом, а бейсбольная площадка сулит огромную прибыль. Режиссер Фил Робинсон оформляет концовку фильма медленным угасанием, завершая эту сентиментальную повесть на трогательной ноте. Затемнение становится утешением. Мы знаем, что все будет хорошо.

Смэш кат

Сопоставление одного изображения с другим для шокирующего эффекта

Смэш кат (smash cut), или рваный монтаж, – этот термин описывает технику монтажа, призванную сбить зрителя с толку. В отличие от классического монтажа, который плавно перемещает нас от одной сцены к другой, смэш кат намеренно поражает или провоцирует. Для этого есть множество причин, но если говорить просто, то режиссер хочет, чтобы мы заметили скачок в монтаже и подумали, почему два кадра склеены таким непривычным образом.

Здесь мы рассмотрим три самых знаковых примера смэш ката в истории кино. Даже спустя десятилетия пристального изучения и бесконечного культурного почтения они способны шокировать или изумлять. Не каждый смэш кат должен быть столь экстремальным, но это показывает возможности смелого монтажа.

Ошеломляющее новое место

Властелины кино. Инсайдерский рассказ о том, как снимаются великие фильмы

Лоуренс Аравийский

1962

Режиссер: Дэвид Лин

Монтажер: Энн Коутс

Актер: Питер О’Тул


В начале этого байопика о Т. Э. Лоуренсе (Питер О’Тул) молодого британского офицера переводят из Каира в Аравию, что открывает новые возможности перед этим незрелым человеком. Но вместо того чтобы просто соединить два места действия прямой склейкой, оскароносный режиссер Дэвид Лин и монтажер Энн Коутс придумали кое-что радикальное. В первом кадре Лоуренс смотрит, как догорает спичка. Но как только он готов ее задуть, перед нами появляется восходящее в пустыне солнце. По сути, Лоуренс «выдувает» один кадр и приводит нас к следующему.

Это, несомненно, прекрасный смэш кат, но также важная часть истории. На стыке кадров дипломат (Клод Рейнс) предупреждает Лоуренса о том, какой жестокой может быть пустыня («Для обычных людей это пылающая огненная печь»). Следующий кадр иллюстрирует, в какую палящую среду попадает Лоуренс. Зрители чувствуют себя так, словно их самих вырвали из роскоши прежней жизни и втолкнули в новый мир, неизвестный и опасный. Лин и Коутс приветствуют нас в этом ослепительном новом мире, но напряжение в кадре подсказывает, что он будет всерьез испытывать характер нашего героя.


Властелины кино. Инсайдерский рассказ о том, как снимаются великие фильмы

Гигантский скачок во времени

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению