Военные контразведчики - читать онлайн книгу. Автор: Александр Бондаренко cтр.№ 31

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Военные контразведчики | Автор книги - Александр Бондаренко

Cтраница 31
читать онлайн книги бесплатно

«Всероссийская Чрезвычайная Комиссия, основываясь на постановлении Совета Народных Комиссаров, не видит других мер борьбы с контрреволюционерами, шпионами, спекулянтами, громилами, хулиганами, саботажниками и прочими паразитами, кроме беспощадного уничтожения на месте преступления…» [86]

Армейские ЧК имели все права карательного органа, вплоть до применения высшей меры наказания — решение об этом принималось большинством голосов членов комиссии. Ну а раз это была ЧК, а не просто «военная контрразведка» в любом из ее прежних вариантов, то наряду с борьбой со шпионажем и контрреволюцией военные чекисты выявляли и пресекали воинские преступления, оказывая помощь командованию в укреплении боеспособности частей и соединений. Заметим, что подобная практика, не в столь, разумеется, жесткой форме, без «беспощадного уничтожения на месте», прошла через всю историю советской военной контрразведки, что, в принципе, особо не подчеркивалось. В настоящее же время органы обеспечения безопасности в войсках вообще являются наиболее эффективной структурой в борьбе с преступностью в вооруженных силах…

А далее, совершенно логично, Совнарком образовал Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией на Чехословацком (Восточном внутреннем) фронте — таким образом, впервые, говоря современным языком, была выстроена «вертикаль», при которой задачи по контрразведывательному обеспечению войск на всех уровнях решались чекистами. Во главе этой ЧК был поставлен член коллегии ВЧК, один из организаторов Красной гвардии в Петрограде Мартын Иванович Лацис.

Лацис Мартын Иванович (Судрабс Ян Фридрихович) (1888–1938). Учитель в реальном училище; в 1905 году вступил в социал-демократическую партию Латышского края. В 1917 году — один из организаторов Красной гвардии Петрограда; член Выборгского районного штаба по подготовке восстания, член Петроградского военно-революционного комитета (ВРК) и руководитель Бюро комиссаров ВРК. С 20 мая 1918 года — член Коллегии ВЧК, возглавил отдел ВЧК по борьбе с контрреволюцией. Вместе с Дзержинским и Александровичем входил в первую «тройку». В июле 1918 года вместе с И. И. Вацетисом руководил подавлением левоэсеровского мятежа в Москве. В июле — ноябре 1918 года — председатель ЧК и Военного трибунала 5-й армии Восточного фронта; в 1919–1921 годах — председатель Всеукраинской ЧК. В 1922 году перешел на руководящую работу в хозяйственные органы, был на партийной и научной работе. С 1932 года — директор Московского института народного хозяйства. Арестован в ноябре 1937 года; расстрелян 20 марта 1938 года.

Точка зрения М. И. Лациса:

«Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом — смысл и сущность красного террора».

Шестнадцатого июля председатель Совнаркома Ленин подписал постановление С НК:

«Для успешной борьбы с возрастающей контрреволюцией на Восточном внутреннем фронте, в связи с чехословацким выступлением, Совет Народных Комиссаров поручает Лацису организовать при Совете Народных Комиссаров Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте.

Все комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Советах прифронтовой полосы подчиняются непосредственно ей» [87].

Новообразованный орган назывался также «Прифронтовой ЧК», потому как основной его задачей были объединение и координация деятельности чрезвычайных комиссий прифронтовой полосы. В скором времени «вертикаль» получила свое очередное логическое продолжение. 29 июля, для «повышения эффективности деятельности фронтовых и армейских чрезвычайных комиссий», в центральном аппарате ВЧК при Отделе борьбы с контрреволюцией, которым ранее руководил Лацис, был создан военный подотдел, реорганизованный в декабре в военный отдел. Одновременно по инициативе реввоенсоветов и политотделов непосредственно в армиях Восточного фронта — их было пять, они получили соответствующие номера, именуясь «советскими армиями», — начали создаваться свои «чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией».

Лацис был введен в состав РВС фронта. Разобравшись в делах, он пришел к выводу, что армейские ЧК и подразделения Главного правления контрразведки нередко занимаются одним и тем же, дублируя друг друга, и поставил вопрос о необходимости «разделения труда». Понять, как будет осуществляться подобное «разделение», можно, если знать «кредо» Мартына Ивановича:

«Больше всего его удивляло и вызывало негодование использование бывших офицеров в системе секретных служб. Высокопоставленный чекист доверял исключительно своим соратникам по большевистской партии, членом которой состоял с 1905 года. Он даже имел определенные трения со своим близким товарищем Дзержинским, когда последний не поддержал его настойчивые требования об удалении из ВЧК левых эсеров после известной дискуссии о заключении Брестского мира.

Лацис однолинейно воспринимал слова, сказанные В. И. Лениным на митинге-концерте сотрудников ВЧК, что верность — главное качество чекиста. Верность трактовалась им как членство в партии, будто это гарантировало от предательства. Все впоследствии опубликованные его книги и статьи пронизаны данной идеей» [88].

Как видно, прецеденты руководителей контрразведки Восточного фронта большевиков М. А. Фаермана и М. Ф. Алтухова Лацисом в расчет не брались…

В соответствии с «Положением-инструкцией армейским чрезвычайкомам по борьбе с контрреволюцией на Чехословацком фронте», им подписанной, задачей армейских ЧК являлась борьба «с контрреволюцией во всех ее проявлениях, шпионажем, пьянством, преступлениями по должности и т. п. в армейской среде»; на них также возлагалась охрана военных и политических руководителей фронта, армии. Комиссия имела два отделения: по борьбе с контрреволюцией и по борьбе с преступлениями по должности. Фронтовая Чрезвычайная комиссия руководила ЧК армий, которые организовывались при политотделах. Политотделы не только осуществляли контроль за деятельностью комиссий, но также определяли их штат и оклады сотрудников… Принцип «двойного подчинения» или политического контроля для военной контрразведки будет применяться еще не раз.

«Во второй части “Положения” были изложены направления и методы работы армейских ЧК. Чекистам предписывалось вести “строгий постоянный надзор” за “различными специалистами из непролетарских рядов”, работавшими в штабах, в военных и гражданских учреждениях. Предлагалось организовать в учреждениях “надежную сеть наблюдателей”, которые должны работать “систематически, планомерно и согласованно”. Армейские ЧК должны были поддерживать тесную связь с политотделами, партийными ячейками в частях с целью получения информации о положении дел, настроении личного состава и т. п. В случае возникновения в какой-либо воинской части контрреволюционного выступления, саботажа в крупных размерах работники ЧК обязаны были проводить расследование и принимать соответствующие меры.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию