Высокое стремление: судьба Николая Скрыпника - читать онлайн книгу. Автор: Валерий Солдатенко cтр.№ 89

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Высокое стремление: судьба Николая Скрыпника | Автор книги - Валерий Солдатенко

Cтраница 89
читать онлайн книги бесплатно

Партийно-советский деятель внимательно изучал статистические данные, согласно которым на 1 января 1927 г. за пределами УССР проживало 7 млн 976 тыс. украинцев. Из них 3 млн 226 тыс. были рассеяны и в различных регионах составляли национальные меньшинства. Остальные составляли компактные массивы. 3 млн 100 тыс. были жителями Северо-Кавказского края; 1 млн 650 тыс. – Центрального Черноземного края; в Воронежской губернии проживало 1 078 552 украинцев по национальности, а из них на украинском языке говорили 972 295, другие говорили на смешанном языке или на русском. В Курской губернии украинцев было 554 654 по национальности и 500 967 по языку. В Донецком округе украинцев проживало 206 520 по национальности и 193 174 по языку. В Донском округе – украинцев 498 287 по национальности и 255 399 – по языку. В Таганрогском округе 191 771 по национальности и 68 019 – по языку. Еще нагляднее данные, если их брать не по губерниям, а по уездам и округам. Когда по всей Курской губернии на тысячу жителей украинцев по национальности было 190,9 и 172,4 – по языку, а в Воронежской 326,1 по национальности и 293,9 – по языку, то по отдельным округам вырисовывалась совсем другая картина. В Грайворонском уезде украинцы составляли 550 000, в Белгородском – 267 000, в Ставропольском -255 000 и в Рыльском – 319 000. Между тем в Воронежской губернии, Россошинском уезде этот показатель достигал 896, в Богучарском -799, в Валуйском – 532, в Острогорском – 510, в Новохоперском -385, в Бобровском – 315 на 1 тыс. жителей. В регионе Северного Кавказа – в Донецком округе соответственно – 463, в Донском – 440 и в Таганрогском – 701. Но и уездные данные еще не давали полной картины, которую можно получить, только принимая во внимание волостные данные. Так, из общего количества 33 волостей южных уездов Курской губернии с преобладающим (свыше 50 %) украинским населением имелось 8 волостей, притом в некоторых волостях этот процент поднимался значительно выше. Например, в ВеликоТроицкой волости украинцами были 83,8 %, в Грайворонской -86,2 %, в Красно-Ярусской – 88,3 %. По Воронежской губернии из 38 волостей юго-западной части губернии существовала 31 волость с преимущественным процентом (более 50 %) украинского населения, притом в половине их процент украинцев поднимался до 75 % и более. По Северо-Кавказскому Краю, в северо-западных округах (Донецкому, Донскому, Таганрогскому) в 9 районах из общего количества 21 украинцев было более 75 %, а в значительной части остальных районов – более половины общего населения [450].

Н. А. Скрыпника очень беспокоило состояние дел с обслуживанием культурных потребностей украинского населения в РСФСР, которое он определял, как «безусловно неудовлетворительное» [451]. Его вывод подтверждался данными Центрального статистического управления (ЦСУ) СССР, полученными в результате переписи населения 17 декабря 1926 г. «Даже относительно простой грамотности дело обстоит неблагополучно», – констатировал нарком УССР, поскольку по этому показателю украинцы РСФСР занимали лишь

18 место и находились ниже уровня средней грамотности в европейской части РСФСР в целом [452].

И это было неудивительно. Ведь на август 1926 г. в Курской губернии из 844 пунктов ликвидации неграмотности, 82 изб-читален,

19 библиотек не было ни одной украинской. К концу года украинизированных изб-читален было всего 4, а ликпунктов – всего 2.

В Грайворонском уезде, где украинцев по языку насчитывалось 95,5 %, только в 4 школах первой ступени была украинизирована первая группа. Там также функционировала лишь одна украинская изба-читальня, при том она снята с бюджетного финансирования, и только в одном педтехникуме украинский язык преподавался как предмет, а все остальные предметы изучались на русском языке.

В библиотеках не было украинских книг, в школах почти совсем отсутствовали украинские учебники. В Белгородском уезде украинизированные школы не могли в 1927 г. работать, потому что не было средств на приобретение украинских учебников. В Воронежской губернии картина была такой же, хотя там украинских школ насчитывалось в несколько раз больше, чем на Курщине [453].

Систематические ссылки на то, что не хватало учебников и учителей, готовых преподавать на украинском языке, наркома УССР не убеждали. Он не раз на фактах доказывал, что в вузах и педагогических техникумах России, в первую очередь в регионах с преимущественно украинским населением, подготовка кадров для работы в последующем на украинском языке вообще прекращалась. «Как правило, – подчеркивал Николай Алексеевич, – по всем смежным территориям с украинским большинством населения отсутствуют украинские газеты, украинский театр, украинская книга, украинский клуб. Приведу данные, например, об удовлетворении школами на родном языке украинского населения Северо-Кавказского Края [454]:

Округ Украинцы Украинцы Украинские

по народности по языку школы

Поскольку в течение последнего года ситуация и в этой сфере еще более ухудшилась, украинский нарком вынужден был прийти к безрадостному выводу:

«Такое положение несомненно приводит к тому, что обслуживание культурных потребностей населения уменьшается и определяет на деле усиленную и невольную русификацию украинского населения РСФСР, когда местные рабочие, одни не осознавая того, вторые – умышленно в течение многих лет не выполняют в этом деле многочисленных указаний, которые делали Всероссийский ЦИК, Наркомпрос РСФСР и другие центральные советские партийные органы РСФСР.

Общая характеристика, которую можно дать о состоянии украинского населения на территории РСФСР, смежной с УССР, – продолжает Н. А. Скрыпник, – может быть такой: школой украинское население или совсем не обеспечено, или обеспечено в очень незначительной степени. Все указания центральной власти в этом отношении на местах не выполняются. Местные органы власти на деле проводят другую линию по обслуживанию украинского населения, нежели намечает ее центральная власть и партия в целом. Что это не случайно, об этом свидетельствует факт закрытия украинских школ в Таганрогском округе, когда он был выделен из состава УССР и присоединен к Северо-Кавказскому Краю.

Административные органы, сельсоветы, волостные и уездные исполкомы, милиция, народной суд и все органы власти работают не на украинском языке, не на языке самого населения. В состав местных органов власти местные крестьяне и рабочие вовлечены недостаточно. Осуществляется фактический отбор по языковому и национальному принципу во время выборов всех этих органов власти и во время назначения на административные работы. Здесь никакой преднамеренности, никакого плана нет, но на деле получается недостаточное вовлечение местного украинского населения в работу советов, образуется отставание, а поэтому и недостаточная советизация украинского населения. На этой почве растет недовольство, на этой почве усиливается враждебная нам агитация, значительные признаки которой отмечены и на Кубани, и в Воронежчине» [455].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию