Новейшая история России в 14 бутылках водки. Как в главном русском напитке замешаны бизнес, коррупция и криминал - читать онлайн книгу. Автор: Денис Пузырев cтр.№ 16

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Новейшая история России в 14 бутылках водки. Как в главном русском напитке замешаны бизнес, коррупция и криминал | Автор книги - Денис Пузырев

Cтраница 16
читать онлайн книги бесплатно

Инструментами по относительно честному отъему брендов у Шефлера были выбраны Счетная палата, которую только что возглавил Сергей Степашин, и Министерство сельского хозяйства. С главой Минсельхоза Алексеем Гордеевым у Аркадия Ротенберга сложились настолько близкие отношения, что министр даже возглавил Национальный союз дзюдо — организацию, устраивающую соревнования с участием випов, в том числе известного ценителя этой японской борьбы Владимира Путина.

Счетная палата провела проверку и, разумеется, обнаружила нарушения в процедуре акционирования ВАО «Союзплодоимпорт» в 1991 году. Суть претензий сводилась к тому, что приватизацию госкомпании должна была одобрить так называемая госкомиссия Совмина СССР по продовольствию и закупкам. И подпись главы этой комиссии Юрия Борисова на документе имелась, а вот печать и регистрационный номер отсутствовали. Значит, приватизация была проведена с нарушениями и является недействительной, сделали вывод аудиторы Счетки. В 2001 году выводы Счетной палаты поддержал Высший арбитражный суд, постановивший вернуть 43 советских водочных знака в собственность Российской Федерации.

Шефлер подавал апелляции, но безуспешно. Возвращенные по суду знаки были переданы «Союзплодоимпорту» — уже третьему по счету! — только что созданному специально для этого и названному ФКП (федеральное казенное предприятие) «Союзплодоимпорт» [15]. Возглавил его заместитель Гордеева Владимир Логинов.

Однако у Шефлера все еще оставались международные права на «Столичную», которая к тому времени продавалась на более чем ста рынках, и выручка от нее измерялась десятками миллионов долларов. «Продавать водку здесь, в России, и там, в США, — это два принципиально разных бизнеса, — говорит топ-менеджер одного из крупнейших в 2020 году производителей водки в России [16]. — Здесь я имею по пять рублей прибыли с каждой бутылки в свой карман. А там Шефлер зарабатывает на каждой проданной бутылке Stoli по пять долларов. При сопоставимых объемах продаж это колоссальная разница в прибыли».

Прибрать к своим рукам Stoli на зарубежных рынках с помощью московского арбитража оказалось нелегко. Шефлер не стал продлевать в 2000 году договор с PepsiCo, договорившись о международной дистрибуции с британцами Allied Domecq, которые предложили более выгодные условия. ФКП «Союзплодоимпорт» требовало отменить все заключенные контракты за границей, но проигрывало большинство судов в зарубежных юрисдикциях.

С Шефлером пытались договориться по-хорошему, но, когда он отказался признавать решение Высшего арбитража, против него возбудили уголовное дело по статье «Незаконное использование знака». А затем, в апреле 2002-го, и еще одно — по статье «Угроза убийством». Якобы Шефлер звонил главе «Союзплодоимпорта» Логинову с угрозами (что вполне могло быть и правдой).

После вынужденного бегства из России заграничный бизнес Шефлера, казалось, пошатнется. Водку на экспорт он поставлял со своего завода «СПИ-РВВК» в Калининграде. Но теперь производить «Столичную» Шефлеру в России было запрещено. Исторический же слоган Stoli, придуманный еще американцами из PepsiCo, обещал потребителю, что тот пьет аутентичную водку из России. Однако выход нашелся. В Тамбове Шефлеру принадлежал завод «Талвис», который быстро вышел в лидеры экспортеров водки. По данным таможни, из Тамбова на Запад ежегодно продавались десятки миллионов литров водки «Глазурь Премиум». При этом никто и никогда не видел в продаже водки под таким названием. Фокус объяснялся просто: тамбовская «Глазурь» поставлялась в Латвию, где на еще одном шефлеровском заводе Latvijas Balzams она превращалась в Stolichnaya и уже оттуда расходилась по всему миру.

В первые годы эмиграции Шефлер еще пытался вернуться на родину, где у него осталось много друзей. За опального водочника перед премьер-министром Касьяновым хлопотал ныне покойный Борис Немцов. Он даже включил Шефлера в предвыборные списки «Союза правых сил» на думских выборах 2003 года. Однако правые на выборах провалились. Да и дни представителей «семьи» в российской власти — Александра Волошина и Михаила Касьянова — подходили к концу. Противостоять питерским у них уже не было ни сил, ни ресурсов.

Многочисленные суды, инициированные ФКП «Союзплодоимпорт» Логинова, не приносят большого ущерба Юрию Шефлеру: за двадцать лет российской стороне удалось отсудить у бизнесмена права на Stoli только в странах Бенилюкса. Однако из-за этого противостояния сорвалась крупнейшая сделка в истории отечественного алкобизнеса. В 2005-м французская Pernod Ricard купила часть Allied Domecq, получив права на дистрибуцию Stoli. Но французы хотели большего: в их портфеле брендов не хватало собственной водки, и они рассчитывали купить «Столичную». За советский бренд они были готовы заплатить Шефлеру 12 % акций собственной компании (этот пакет оценивался в два с половиной миллиарда долларов) плюс миллиард долларов кэшем. Проблемы Шефлера с ФКП «Союзплодоимпорт» пытался уладить сам президент Франции Николя Саркози: он затрагивал этот вопрос на переговорах с Путиным в 2008 году. Но ФКП не спешило отзывать иски. По версии Шефлера [17], Логинов ему передал, что согласен снять претензии только за долю от будущей сделки с французами.

В итоге никто не получил ничего. Pernod Ricard выбрала «план Б», купив у шведского правительства выставленный на продажу бренд Absolut за 1,6 миллиарда евро. С тех пор вопрос о продаже Stoli больше не поднимался — бренд остался у Юрия Шефлера. Его бизнес по-прежнему процветает, даже несмотря на то что очередной суд в 2011 году запретил ему писать на этикетках Stoli «русская водка». «Но это уже неважно, происхождение водки имело значение 20 лет назад, — рассказывал мне Юрий Скурихин, занимавший тогда пост гендиректора SPI Group. — В нынешнем глобальном и космополитичном мире всем наплевать, где изготовлен тот или иной товар».

Акция американских ЛГБТ-активистов «Вылей „Столи“!» в 2013 году закончилась меньше чем за месяц. Уже через пару дней после начала бойкота официальный сайт водки Stoli окрасился в радужные цвета ЛГБТ-сообщества. Компания учредила должность официального гей-бренд-амбассадора, пожертвовала 300 тысяч долларов Центру помощи геям и лесбиянкам Лос-Анджелеса, а в барах Нью-Йорка начали наливать бесплатную водку Stoli всем гей-молодоженам.

В официальном заявлении компании Шефлера говорилось, что SPI-Group не поддерживает дискриминацию секс-меньшинств в России, а сама водка уже много лет не имеет никакого отношения к Российской Федерации. Трудно представить такой шаг от Юрия Шефлера образца 1993 года — молодого бизнесмена, в чьем ресторане собирались самые опасные люди страны.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию