Наполеон - спаситель России - читать онлайн книгу. Автор: Андрей Буровский cтр.№ 14

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Наполеон - спаситель России | Автор книги - Андрей Буровский

Cтраница 14
читать онлайн книги бесплатно

Военный совет? Это был скорее митинг, на котором все решало число поданных голосов и громкость крика. Поч­ти единогласно было решено сдаться. Был поднят белый флаг, и спустя несколько минут по опущенному подъемно­му мосту Гюлен и Эли, а за ними огромная толпа проникли во внутренний двор Бастилии (стрелять по цепям моста не было ни малейшей нужды).

Зверства «старого режима»? В Бастилии не нашли ни ка­меры пыток, ни орудий пыток, ни прикованных скелетов, ни страшных казематов под крышей и в подвалах. А вот зверства со стороны революционеров были. Несколько офицеров и солдат были убиты на месте, еще несколько «революционный народ» «судил» и тут же повесил.

Что любопытно — революционный народ немедленно стал сжигать и растаскивать архив Бастилии. До нашего времени сохранились от силы 2-3% всех документов. Кому и зачем было это надо? Вот, право, интересный вопрос...

Один из ключей от Бастилии де Лафайет отослал перво­му президенту Соединенных Штатов Джорджу Вашингто­ну: он был знаком с ним как с одним из главных организато­ров Американской революции. Ключ до сегодняшнего дня хранится в бывшей резиденции президента Маунт-Вернон (Mount Vernon): ее превратили в музей.

Бастилию объявили символом «старого режима», а что «старый режим» так вовсе не считал — революционеры по­лагали не важным. Крепость ритуально уничтожили — как в Средние века ритуально уничтожались гербы и символы опальных феодалов.

До 16 мая 1791 года продолжалось разрушение крепо­сти. Большая часть камня Бастилии пошла на строительство моста Конкорд. Из этого же камня делали миниатюрные изображения Бастилии и продавали как сувениры.

Уничтожили «символ королевской власти» — получили символ революции: образовалась обширная пустая пло­щадь. На провеваемом ветрами пустыре установили рево­люционную табличка с надписью «Отныне здесь танцуют».

«Старый режим» давно собирался снести Бастилию. Архитекторы планировали поставить на площади памятник Людовику. Теперь, конечно, памятник должен был изобра­жать кого-нибудь другого. Предлагали воздвигнуть памят­ник Бонапарту. Но генерал Наполеон Бонапарт предложил построить на этом месте фонтан в виде колоссального сло­на с башней. Такого слона не построили, но некоторое вре­мя здесь возвышалась деревянная модель этого памятника. Это тот самый слон, в котором ночуют бездомные дети в романе В. Гюго «Отверженные» — в эпизоде с Гаврошем.

В настоящее время на месте снесенной крепости на­ходится площадь Бастилии — место пересечения десятка улиц и бульваров с подземным узлом парижского метро из трех линий и новой Парижской оперой.

Чем дальше от события, тем больше оно расцвечива­лось различными подробностями, все больший масштаб и все большую значимость приобретало взятие Бастилии. Начиная с 1880 года годовщина взятия Бастилии, 14 июля, празднуется французами как национальный праздник. Французский вариант 7 ноября.

Большое значение в этой пропаганде играла пресса.

Роль прессы

Во время Французской революции 1789-1794 гг. (или 1799?) произошло становление политической печа­ти и зарождение прессы в современном понимании это­го слова. Роль и значение газет и журналов возросли до такой степени, что уже никто не представлял себе того положения, в котором пребывала печать до Революции.

Вот какое объяснение слова «газета» приводит Камиль Демулен: «При старом режиме периодический листок, ко­торый сообщал о погоде. А сегодня журналисты — обще­ственная власть. Они разоблачают, декретируют, управ­ляют удивительнейшим образом, оправдывая или осуж­дая. Каждый день они поднимаются на трибуну: они среди тех, чей голос слышат 83 департамента. За 2 су можно слушать этого оратора. Газеты каждое утро сыплются, как манна небесная, и, подобно солнцу, ежедневно выходят освещать горизонт».

Важность печати была понята всеми политическими партиями. Все выдающиеся деятели Французской рево­люции редактировали газеты. Их журналистская работа была тесно связана с политической деятельностью.

Перед революцией шло стремительное оживление пе­риодической печати. Газеты продавались на улице, име­лись в большинстве кафе, а кафе насчитывалось в Париже перед революцией 1800.

К 1789 году мысль о свободе печати проникла глубо­ко в сознание общества, и необходимость ее для развития прессы никем не оспаривалась.

Если в 1788 году во всем королевстве насчитывалось 60 периодических изданий, то с 14 июля 1789 года по 10 ав­густа 1792 года появилось свыше 500 различных газет.

Накануне революции наиболее распространенной была «Парижская газета», имевшая тираж около 10 тыс. экз. Как правило же, тираж колебался от 300 до 500 экз. Боль­шинство газет выходило 2-3 раза в неделю. Обычно рас­пространялись брошюры из нескольких номеров газет, но с 1789 года с ростом тиража и числа газет революции их стали продавать и отдельными номерами.

Печать сыграла важную роль в борьбе за свержение монархии. Печать стала серьезнейшим оружием в борьбе за установление якобинской диктатуры.

Эта революция в печати не была следствием технической революции, но стала возможной исключительно благодаря политическим изменениям в стране. Лишь в 1815 г. во Фран­ции стала внедряться новая техника в полиграфии. До это­го почти все делалось вручную. Как правило, один и тот же человек был и редактором, и издателем, и продавцом своей газеты. На одном прессе можно было напечатать за 24 часа 3 тыс. экз. - максимальный тираж ежедневной газеты.

Бумага была обычно низкого качества, грубая, зерни­стая, шероховатая, иногда слегка окрашенная или покрытая пятнами. Многочисленные дефекты бумаги сказывались на качестве печати.'

Производство газет было делом дорогим, но все же рентабельным, причем за счет продаж: реклама в газетах находилась в зачаточном состоянии.

Говоря о печати первых лет революции, необходимо от­метить появление в это время вечерних газет, в которых помещались стенографические отчеты о работе Нацио­нального собрания. Эти вечерние газеты быстро завоева­ли популярность, так как они оперативно информировали о заседаниях Ассамблеи.

Увековечили...

В фольклоре революционеров всех стран взятие Бастилии изображалось как великое деяние и как исто­рическое событие. В стихотворении Эдуарда Багрицкого «Бастилия» это выглядит так:


Бастилия! Ты рушишься камнями,

Ты падаешь перед народом ниц...

Кружится дым! Густое свищет пламя,

Ножами вырываясь из бойниц.

Над Францией раскат борьбы и мести!

(Из дальних улиц барабанный бой...)

Гляди! Сент-Антуанское предместье

Мушкетом потрясает над тобой.

Оно шумит и движется, как пена,

Волнуется, клокочет и свистит...

И голосом Камилла Демулена

Народному восстанию говорит!

Король! Пора! К тебе народ взывает!

К тебе предместий тянется рука!

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию