Русско-литовское пограничье - читать онлайн книгу. Автор: Виктор Темушев cтр.№ 41

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Русско-литовское пограничье | Автор книги - Виктор Темушев

Cтраница 41
читать онлайн книги бесплатно

Это подчинение, по-видимому, произошло до начала августа 1529 г. К 8 августа 1529 г. относится жалоба литовских послов Матвея Яновича и Василия Чижа, высказанная в Москве великому князю Василию III. По словам послов, люди великого князя Московского из Гомеля и Стародуба неоднократно приходили войной на волости Горволь, Речицу, Пропойск, Чечерск, Кричев, Олучичи и другие, грабили, уводили пленных, и, наконец, «люди, села, земли и воды тых волостей» к своим городам «привернули» [483]. Кроме того, московские войска «войной звоевали и до конца выбрали» волость Обидовскую, принадлежавшую канцлеру Ольбрахту Гаштольду [484]. Центр этой волости находился как раз к северо-западу от тех чечерских и иных сел, которые именно в это время, видимо, были присоединены к московским землям.

Господство Москвы над территориями к северу от Гомельского уезда и к западу от Поповогорской волости, видимо, было недолгим. После 1531 г. претензий на них больше не выдвигалось. По-прежнему велась активная борьба за волости Маслов десяток, Крюков десяток и Олучичи, высказывались жалобы на грабеж сел Юрковичи, Бобовичи и Данилковичи [485], но села, захваченные в 1529 г., больше не упоминались.

Объединение в группу сел Юрковичи, Бобовичи и Данилковичи создает убеждение, что они находились рядом друг с другом и недалеко от границы, почему и подвергались опасности. Тем не менее, в отличие от некоторых других мест, литовская сторона никогда не пыталась привести в подчинение эти три села, их только грабили, а их жителей убивали и уводили в плен [486]. Нападения велись со стороны Чечерска и Пропойска (силами князя Федора Вишневецкого) [487], и села, очевидно, необходимо искать ближе к территории этих городов. Однако в Гомельской земле и по соседству с ней можно отыскать по паре сел с идентичными названиями и твердо определиться, на какие из них шло нападение, пока затруднительно.

Очевидно, если велось одновременное наступление на район трех сел, определять их нужно с какой-то одной стороны такого значительного водного препятствия, каким являлась р. Сож. Три села с названиями Юрковичи, Бобовичи и Данилковичи могут быть связаны в группу с левой стороны р. Сож, от р. Ипуть к югу в районе р. Цаты, притока Снова. Юрковичи, Бобовичи, Даниловичи (название последнего села совпадает не полностью) известны с левой стороны Сожа, вблизи этой реки, но при этом Бобовичи отдалены на юг, за город Гомель. Возможно, приоритет остается все-таки за второй группой сел, так как в источнике они названы гомельскими [488], а в первой группе Бобовичи являлись стародубским селом. Однако окончательный вывод делать пока не стоит.

Итак, Юрковичи, Бобовичи и Данилковичи принадлежали к числу московских владений с 1500 г. Интересной исторической загадкой выглядит определение мест волостей Маслов десяток, Крюков десяток и Олучичи. Не ясны ни время их присоединения к Московскому великому княжеству, ни место нахождения, ни административная принадлежность уже в московской системе территориального устройства.

У самого берега р. Сож находилось уже знакомое нам село Залесье (около него, согласно источнику, «нижей города [Чичерска] 3 версты Сож возитца» [489]), присоединенное к Гомелю из состава Чечерской волости [490]. В 1534 г. в уникальном документе («Описание дорог из Минска на Северщину») оно названо гомельским в Масловом десятке [491]. Можно сделать вывод, что волость Маслов десяток приняла в свой состав одно из чечерских сел. В связи с этим можно высказать предположение, что еще два поселения (Навилавка и Оношковичи), не названные в числе сел, присоединенных к московским владениям до 1531 г. (см. выше), также были приняты в состав волости. Все три села размещались рядом в районе слияния рек Сож и Покоть. В упоминавшемся уже письме великого князя Василия III 1531 г. заявлено о том, что люди короля Сигизмунда вступаются «в села Гомеиские Маслова десятъка и Крукова десятка» [492]. Таким образом, административно-территориальная принадлежность обеих волостей Гомелю выражена прямо и определенно.

Представляется, что Маслов и Крюков десятки — новообразования московского времени. В районе Гомеля никаких похожих по названию на Маслов и Крюков топонимов отыскать не удается. Также тщетно искать там остатки какого-то древнего административного устройства (десятичное деление характерно, например, для некоторых регионов Северно-Западной Руси). Упоминание в посольских книгах детей боярских Левы и Ондрейца Масловых [493], а также тот факт, что к Маслову десятку принадлежало село Залесье, в прошлом чечерское, свидетельствует о том, что именно для Масловых было создано особое территориальное формирование, вероятно, выделено крупное поместье [494]. Известны и помещики Крюковы [495]. Может быть, в образовании новых волостей предположить самое простое объяснение: не даны ли были детям боярским Масловым и Крюковым по десятку населенных пунктов из недавно присоединенных областей, в частности из состава чечерских сел?

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию