Уплотнение границ - читать онлайн книгу. Автор: Сабин Дюллен cтр.№ 18

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Уплотнение границ | Автор книги - Сабин Дюллен

Cтраница 18
читать онлайн книги бесплатно


Награды


Революция принесла с собой отмену царских наград и знаков отличия, но уже в сентябре 1918 года была учреждена первая советская воинская награда – орден Красного Знамени [155]. В 1927 году в связи с подготовкой 10-й годовщины создания Красной армии И. С. Уншлихт и К. Е. Ворошилов предложили учредить две новые награды: орден Красной Звезды и орден Ленина [156]. Этих наград могли удостаиваться как отдельные воины, проявившие особое мужество на фронтах Гражданской войны, так и целые города, поселки, заводы [157]. Согласно материалам центральных архивов, первые награждения пограничников датируются 1927 годом. Принимая решение о присвоении награды, комиссия при Реввоенсовете опиралась на подробное описание подвига. Пять пограничников были удостоены ордена Красного Знамени «за проявленное мужество и отвагу в боях с бандами басмачей», а еще двое – «за ряд отличий в борьбе с белокарельской контрреволюцией и финским шпионажем и за энергичную работу по ликвидации перешедшей из Финляндии группы монархистов-террористов» [158].

Следующий этап пришелся на 1930–1931 годы, когда общее число награждений заметно выросло, а ответственность за их присвоение была возложена на специальную комиссию при ЦИК СССР [159]. В 1930-е годы правительственные награды являлись инструментом соцсоревнования и в то же время служили для сплочения коллектива, обеспечивая его присутствие в публичном пространстве (что соответствовало русской традиции). Награждения и рассказы о подвигах помогали создавать истории отрядов и воинских частей, которые были одновременно типичными и индивидуальными.

Каждая годовщина становилась поводом для награждений. Так, по случаю десятилетия передачи пограничной охраны в ведение ЧК в Москву от погранотрядов при поддержке местных властей поступили многочисленные просьбы о присвоении индивидуальных и коллективных наград. Кроме того, награды присваивались на уровне каждой республики. Осенью 1934 года поводом для награждений послужила реорганизация пограничной службы в рамках НКВД [160].

Впрочем, по-настоящему общесоюзным политическим делом награждение пограничников стало в январе – феврале 1936 года, в момент празднования пятнадцатилетия погранслужбы. Для этого существовали благоприятные условия: ведь новая Конституция, провозгласившая защиту СССР священным долгом каждого гражданина, сделала охрану границ чрезвычайно актуальной темой. Кроме того, росло число пограничных инцидентов с участием войск Квантунской армии, стоявшей в Маньчжурии. В феврале визит дальневосточным пограничникам нанес Л. М. Каганович: он поблагодарил их за самоотверженность, проявленную при защите советской земли от японской атаки.

8 января 1936 года глава НКВД Г. Г. Ягода обратился к Сталину в связи с подготовкой празднования годовщины. Он предлагал опубликовать в центральной и местной печати серию статей о пограничниках и их службе на страже родины, провести собрания рабочих и колхозников в пограничных районах и наградить самых достойных из числа рядовых, командиров и политработников пограничной и внутренней охраны НКВД [161]. Дальнейшие шаги предпринимались на местном уровне; отряды передавали необходимую информацию начальнику ГУПВО М. П. Фриновскому, который сам был дважды награжден [162]. Именно он принимал решение о награждении и готовил представление с описанием подвигов того или иного отряда. Большую активность проявляли также партийные органы погранрайонов, стремясь добиться награждения дислоцированных на их территории отрядов. Наград могли удостаиваться как бойцы, командиры или отряды погранохраны, так и активисты из числа колхозников пограничных районов [163]. Чаще всего для обоснования награждения использовалась следующая формула:


За выдающиеся заслуги по охране границ социалистической родины, бдительность, беспощадную борьбу с классовым врагом и героические поступки, и достижения в деле боевой и политической подготовки частей пограничной охраны.

На практике, чтобы получить коллективную или индивидуальную награду, требовалось доказать участие погранотряда или отдельных бойцов в боях. Это ставило в более выгодное положение пограничников, служивших в Средней Азии и на Дальнем Востоке, где сохранялась напряженная ситуация.

Так, частым кандидатом на получение правительственных наград был 48-й Сарай-Комарский пограничный отряд (впоследствии переименованный в Таджикский, а затем в Пянджский). В 1931 году он был удостоен ордена Красного Знамени. ЦИК Таджикской ССР и Реввоенсовет СССР особо отмечали постоянную боеготовность этого отряда, несшего охрану на одной из самых труднодоступных границ страны. 24 бойца и командир отряда были удостоены индивидуальных наград за проявленное мужество [164]. В 1936 году таджикские пограничники вновь оказались в центре внимания. 29 января первый секретарь республиканской компартии передал Сталину и Ягоде одобренную ЦК КП Таджикистана резолюцию, в которой предлагалось наградить 48-й отряд орденом Ленина. Эта просьба была удовлетворена. Среди аргументов упоминались заслуги отряда в борьбе с басмачами, его активное участие в политической, хозяйственной и культурной работе в погранрайонах, а также бдительная охрана вверенного участка границы [165]. В качестве доказательств ЦК КП Таджикистана передал данные об оперативно-боевой работе отряда начиная с 1928 года. Мы не можем судить о правдивости приводимых цифр, но их масштабы сами по себе свидетельствуют о том, как трудно было обеспечить контроль над границей: 255 вооруженных столкновений, 1207 убитых и раненых «басмача», 274 задержанных и завербованных «басмачей», 54 ликвидированные банды, 13 541 задержание при попытке перехода границы, конфискация контрабанды на 953 014 рублей. При этом, судя по небольшим масштабам потерь среди пограничников (13 убитых и 13 раненых), перевес сил к тому моменту был явно на стороне советского режима.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию