Сибирь научит. Как финский журналист прожил со своей семьей год в Якутии - читать онлайн книгу. Автор: Юсси Конттинен cтр.№ 77

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Сибирь научит. Как финский журналист прожил со своей семьей год в Якутии | Автор книги - Юсси Конттинен

Cтраница 77
читать онлайн книги бесплатно

Местные как-то выживают на небольшом количестве фруктов. Старики вспоминают, что в детстве яблоки видели раз в год на Новый год. За отсутствием фруктов и овощей витамины и микроэлементы тут получают как в старину – из рыбы и ягод. В тайге собирают землянику, красную смородину, бруснику и голубику – черника так далеко на востоке не растет. Дикий лук едят и зимой, его замораживают. Чуть южнее большое лакомство – побеги папоротника, их собирают в начале лета, когда они еще не распустились. Сибирская жвачка – это сера из смолы лиственницы, а лучшая закуска – жареные кедровые орешки.

Зима в Якутии суровая, но три летних месяца без заморозков достаточно теплые для сельского хозяйства. Овощеводство в Якутию привезли с собой в XIX веке сосланные сюда русские. В деревне у нас все выращивают картошку, капусту, свеклу, никто не хочет покупать картошку в магазине. В парнике можно вырастить огурцы, помидоры, перец, баклажаны, кабачки и даже арбузы, правда, если его периодически подогревать.

Молоко, творог и сметану мы закупали осенью у соседа, но в конце осени у коров в Якутии заканчивается молоко, и приходится ждать до марта. Из молока тут делают «суорат» – кислые сливки, «керчах» – что-то типа взбитых сливок. И конечно, любой праздничный стол украшает бокал кумыса, напиток, который знают все тюркоязычные кочевые племена. Считается, что забродившее лошадиное молоко излечивает болезни легких, болезни кишечника и камни в желчном пузыре. Кумыс и его аналог из коровьего молока бырппах стали моими любимыми напитками: у них освежающий кислый вкус. Иногда бывает даже несколько градусов алкоголя, слава богу, якутская политика трезвости их пока не запретила.

Жена моя отказалась пробовать кумыс, зато с удовольствием пила чай из корней сибирских растений, в числе которых был корень рододендрона, дикий тимьян, иван-чай, зверобой и чага.

В якутских ресторанах подают очень вкусный таежный чай из облепихи и багульника. Багульник в Финляндии считается ядовитым, а здесь, наоборот, он очень ценится. Мы пили багульник и остались живы-здоровы. Может, будем потом в Финляндии заваривать багульник, резать строганину и ставить бырппах.

Весна
Сибирь научит. Как финский журналист прожил со своей семьей год в Якутии
Весна

Бык Холода сбрасывает рога так же быстро, как их отращивал.


Сибирь научит. Как финский журналист прожил со своей семьей год в Якутии

Республика Саха (Якутия), Тёхтюр


Весна наступает в Якутии так же внезапно, уверенно и четко, как и зима.

У ее прихода есть четкая дата. В субботу 4 марта дневная температура в Тёхтюре неожиданно подпрыгнула выше 20 градусов мороза, и теперь днем мороз будет – 10 или – 20 градусов, не ниже, что после пика якутской зимы кажется вполне сносным.

В Якутии говорят, что зима – как бык. Осенью, когда 25 сентября выпал снег, у него отросли первые рога, вторые рога появились 25 ноября, когда мороз дошел до – 40. Весна тоже приходит в два этапа. Первые рога опали 4 марта, когда закончились сильные морозы, а вторые – 24 апреля, когда дневная температура уже не опускается ниже нуля градусов.

Если сама зима была царством тумана, потустороннего мира и всесильного холода, ей подчинялась вся природа, впав в глубокую спячку, то март в Якутии – время ослепительного света, сверкающих снежных полей и солнечных дней. Свет заливал все вокруг, а когда не было солнца – шел снег. На самом деле именно в марте начались сильные метели, перетекавшие в неожиданные снежные бури в апреле. Снежный покров тогда едва достигал 30 см.

Переехав в Якутию, мы надеялись, в отличие от мокрой хельсинкской зимы, по-настоящему насладиться длинной снежной зимой и зимними видами спорта. Но это оказалось моим самым большим заблуждением. В конце осени снега было слишком мало, чтобы ходить на лыжах, зато можно было бы покататься на коньках. Местные изо всех сил старались успеть наловить карасей в маленьких озерах над вечной мерзлотой, пока лед еще не слишком толстый, а погода не слишком холодная. В разгар зимы нельзя было кататься на беговых лыжах и коньках – пальцы ног мгновенно замерзали. Комфортно зимними видами спорта в условиях резко континентального климата можно было заниматься только в марте. Все зимние активности типа лыж, коньков и рыбалки в Якутии переносят на март. В марте в школе достали лыжи, а на озере рядом с деревней расчистили каток. Все старались ухватить свой кусок зимы.

Недалеко от нашей деревни есть небольшой горнолыжный склон, но регулярно подъемники начинают работать только в начале марта. Мои шести- и восьмилетние сыновья увлеклись в Тёхтюре горными лыжами и за месяц так хорошо натренировались, что местные прозвали их «будущими чемпионами мира». И неудивительно, ведь в Якутии мало кто из их сверстников катался на лыжах, а большая часть взрослых – начинающие. Билеты на подъемник дешевые, но многие не покупают их, а топают вверх по склону и больше сидят на попе, чем катаются. Виной тому еще и то, что в кафе у склона разрешают сидеть только 15 минут.

Неудивительно, что Якутия – царство ледяных скульптур. Уже в декабре рядом с нашей деревней возник целый ледяной мир, Октем Парк, украшенный ледяной крепостью и шикарной ледяной горкой. Правда, только в марте он наполнился играющими детьми. Наш фаворит – изобретение, которое можно назвать ледяной впадиной. Это выдолбленное в толстом льду углубление, туда можно легко скатиться, но вылезти из-за скользкого края почти невозможно.

Полупрофессиональные скульпторы оживили в якутских ледяных парках сказочных якутских князей, скачущих на лошадях, всех якутских рыб и рыбаков, оленей, медведей, мамонтов, дерево жизни и даже шахматные доски. Мы познакомились с Федором Марковым, скульптором старшего поколения. В свое время он начинал резчиком по кости мамонта. Теперь он открыл на окраине Якутска подземный бар, украшенный его ледяными скульптурами. Каждый год Марков с детьми ездит в Финляндию по приглашению финских скульпторов ледяных фигур.

В единственном в Якутске зоопарке, который недалеко от нас, зимой можно было разве что только погреться в террариуме, но в марте туда неожиданно стеклось пол-Якутска. Причиной тому редчайшее в мире событие: белая медведица родила медвежонка, и теперь он бодро топал рядом с мамой по бетонному двору медвежьего павильона. Следующей зимой малыша перевезут в питерский зоопарк, что для Якутии и для матери тяжелая потеря.

То, что весна уже в душе и в попе, заметно по людям. Гораздо более дикое зрелище, чем все животные зоопарка, – моложавая женщина в мини-юбке, меховой жилетке и на высоких каблуках, которая в мартовские холода ловко перепрыгнула через ограду, подошла покормить медведя и волка через решетку и даже пыталась приблизиться к амурскому тигру, который мудро отошел к задней стенке вольера. Дети окрестили женщину «Пчелка Майя». Встречи с представителями фауны прошли без происшествий, и мы решили, что Майя – бывшая работница зоопарка, которую уволили из-за слишком большой любви к животным, – или она все-таки была пьяна.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию