Дневник длиною в жизнь. История одной судьбы, в которой две войны и много мира. 1916–1991 - читать онлайн книгу. Автор: Татьяна Гончарова cтр.№ 83

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Дневник длиною в жизнь. История одной судьбы, в которой две войны и много мира. 1916–1991 | Автор книги - Татьяна Гончарова

Cтраница 83
читать онлайн книги бесплатно

Одна баба вчера удавила своего кота, чтобы при случае выменять его на семечки. Вот потеха! Этак скоро всех кошек переведут, а мышей будут сами ловить, благо они теперь в цене. Ловят также хорьков, которые ценятся по четыре рубля. В общем – истребление животного царства. Сейчас кончаю, надоело уже писать. Пойду покатаюсь на лыжах.

31 декабря, вторник

Последний день старого года. А завтра будет новый, 1930-й год. Что у меня было в старом году? Училась, начала работать и последние дни отдыхаю. В общем, разнообразный год.

Вчера не пришлось писать, потому что к обеду приехала к нам бабушкина племянница Нюша, девочка лет пятнадцати, высокая, но худенькая. До нее я писала письма в Москву отцу, Марусе и Наташе. Все три письма на одну улицу, наверное, они и получат их в один день, завтра к вечеру, так как их только сегодня Нюша завезла на почту. Вечером вчера играли с Нюшей в карты, причем она неизменно оставалась в дураках. Спать легли, наверное, часов в 10. А сегодня после чая Нюша уехала. Живет она в селе Леонтьеве, верстах в 8 от нас. Звала меня к себе на Святки. Нужно будет съездить. Она говорит, у них вечерки хорошие и девчат много.

Погода сегодня теплая. Хотела было на лыжах покататься, да соседей дома нет.

В воскресенье была на вечерке. Пришла я туда, наверное, около семи часов, но вечерок еще не начинался. Были там маленькие ребята да девки, наши и еще с другой деревни. Ждали ребят. Без ребят вечерок не начинался. Наконец пришли ребята. Кто-то заиграл на балалайке, и начались танцы. Я как нетанцующая сидела на лавке и смотрела. Девки были все в полушубках, да так в них и танцевали. Упарились, стали понемногу раздеваться, а одежу класть прямо на скамью. После танцев стали играть в «выходные номера». Игра эта заключается в следующем. Парни и девки делятся на две партии. Каждая девка и каждый парень имеют свой номер, причем номера идут так: 5, 10, 15, 20 и т. д. Один из парней становится посредине и начинает игру. Он вызывает какой-нибудь номер, скажем 35-й. Девка с этим номером должна выходить на середину и подать парню руку. После этого она должна назвать какой-нибудь номер, например 5. Парень с этим номером должен выйти и подать девке руку, после чего девка садится, а парень называет какой– нибудь номер, и снова выходит девка. Парень садится, а девка вызывает другого парня, и так без конца…

Давеча бросила писать, так как узрела в окно лыжи и пошла кататься. Ну и накаталась же я сегодня! Прямо в свое удовольствие. Теперь я уже немного научилась управлять лыжами, хотя давеча и брякнулась разок. Но ничего, в снег падать мягко. Жарко мне было до ужаса. Расстегнула пальто, остановилась, ничего не помогало. Рожа горела, как ошпаренная. Кататься сегодня хорошо – тепло и тихо. Только вот после вчерашней вьюги все дороги замело, да вдобавок еще сегодня туман здоровый, так что когда я выехала за огороды, то кроме белой сплошной массы ничего не увидела. Снег белый, небо белое, а туман вроде соединительного звена повис. Поглядела я, поглядела и решила вдоль деревни ехать, только не по улице, а сзади овинов. Сначала под гору спускалась, и так хорошо было ехать, лыжи сами катились. А уж в гору трудно было. Да еще вздумала я бегом ехать, чтобы опередить сани, ехавшие сзади меня. Мне очень не хотелось, чтобы сани обогнали меня, ну и летела в гору как угорелая. Приехала на свои огороды и отдышаться не могу. Когда дома посмотрела на себя в зеркало, так ахнула, до того я была красной. Если бы кататься в какой-нибудь легкой одежке, то было бы лучше. Лыжи, пожалуй, лучше коньков. На лыжах работаешь всем туловищем, а на коньках только ногами.

Теперь кончу про вечерок.

Игра «выходные номера» заключается не только в том, что парни вызывают девок, а девки парней. Тут есть еще другое. Если, например, девка вызовет какого-нибудь парня и, обменявшись рукопожатием, сядет на место, а парень, называя какой-нибудь номер, вызовет опять эту девку, то они должны идти на «совет», то есть их попросту выгоняют из избы, а что они там делают, не важно.

Я тоже принимала участие в игре, но выхода на «совет» старательно избегала, да это и легко было, так как я приблизительно знала номера ребят.

После этой игры снова танцевали, потом играли в «кольцо». Этой игры при всем желании постичь не могла, да игра– то скучная какая-то. Правда, под конец-то я поняла соль этой игры. Здесь, по-моему, главное не кольцо, а соседства. Вначале игры всех сажают так, чтобы у каждого парня соседом была девка. Во время же игры легко сесть там, где тебе хочется. Я это заметила тогда, когда увидела, что Коля Антонов все время как-то становился моим соседом. «Что за черт, – думаю, – как это он все рядом попадает». Потом смекнула, что, чтобы сесть кому-либо со мной рядом, нужно отдать кольцо моему соседу, который с кольцом должен бежать, а тот, кто дал ему кольцо, садится со мной рядом. Вот Коля и отдавал кольца моим соседям, а сам то справа, то слева ко мне подсаживался. Ну, тут мы, конечно, поговорили по существу, и отношения были восстановлены. После этого он не давал мне покою. Где я сижу, туда и он прет. Я сяду на другую скамью, гляжу, он уже рядом. Ну и черт, хорошо, бабушка уже ушла с вечерка. У нас здесь и бабы на вечерок ходят, только они как видят, что настроения обостряются, так как по команде сматываются все разом, со всеми своими чадами косолапыми.

Потом была еще игра, не знаю, как она называется. Началась она так: девки запели:

А вот мы узнаем,
Кого Зоя любит,
Кого Зоя любит,
Того поцелует!

Я сначала подумала, что это они просто так поют, потом вижу, что-то неладное. Зоя вдруг вылазивает и подает руку какому-то парню. После этого она садится, а девки начинают петь уже про парня:

А Ваня-то хитер,
А мы похитрее,
Целуй, целуй, Ваня,
Целуй поскорее!

После этого Ваня подошел к какой-то девке, спели про девку, потом девка подошла к парню, и так все время. Я сидела в углу и с удивлением наблюдала за этой игрой. Думаю, авось ко мне никто не подойдет, только вдруг вижу: прется ко мне Жоров Саша и подает руку. А девки уж затянули:

Цветочек душистый
Аромат разносит,
А Танины губки
Поцелуя просят!

Пришлось и мне проделывать всю волынку. Раньше эта игра была с поцелуями. Если про кого споют, тот должен был целовать того, кто ему нравится. Парень, конечно, девку, а девка парня. Теперь поцелуи заменили рукопожатием. Игра «выходные номера» тоже, вероятно, была раньше с поцелуями. Да и вообще теперь во всех старинных играх, где непременно были поцелуи, последние заменены рукопожатиями. Да это, пожалуй, и лучше.

Затем играли еще в какую-то игру. Названия ее опять не знаю, а играют в нее так. На скамье посередине избы садятся три парня. Сзади их стоит тот, кто управляет игрой. Парни должны каждый загадать какую-нибудь девку и сказать стоящему сзади. Тот этих девок называет вслух, и девки эти должны выйти, и каждая из них должна угадать, какой парень ее загадывал. Если она угадает, то садится на место парня, а парень уходит. Девки, в свою очередь, загадывали парней, а те подходили и угадывали.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию