«Спасская красавица». 14 лет агронома Кузнецова в ГУЛАГе - читать онлайн книгу. Автор: Сергей Прудовский cтр.№ 54

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - «Спасская красавица». 14 лет агронома Кузнецова в ГУЛАГе | Автор книги - Сергей Прудовский

Cтраница 54
читать онлайн книги бесплатно

В 35-м г. Кузнецовы всей семьей возвращаются из Харбина после продажи КВжд и привозят чуть ли не два вагона мебели, одежды, посуды и проч., между прочим пиш[ущую] машинку, 5 портфелей и 5 фотоаппаратов после пяти лет жизни в Харбине без всякого таможенного контроля, а люди, проработавшие на КВжд по 25 лет, не могли провести все свои пожитки без таможенного контроля. Зачем 5 фотоаппаратов, куда они делись в настоящий момент?

Некоторые харбинские в Союзе были арестованы и однофамилец – Пред. [120] К.В.ж.д. Кузнецов как будто расстрелян, я так слышала, а после этого Кузнецовым принимались члены семьи арестованных и, между прочим, дети врага народа Пред. КВжд Кузнецова в день 1 и 2 мая с ночевкой и без прописки. Какой же может быть общий язык у коммуниста с врагами народа? Следовательно, Кузнецовы и нашим и вашим, что называется.

Живу в квартире 17 лет и всю родню Кузнецовых знаю, а по возвращении из Харбина уже были новые знакомые – харбинские, – по-заграничному одеты и с разговорами о Харбине, с воспоминаниями о заграничной жизни, но фамилии я их не знаю, поэтому не могу дать полноценного материала. Так, между прочим, была тревога, когда кой-кто из харбинских были арестованы. Один студент МИИТ’а, обучавшийся вместе с дочерью Кузнецова С.И., одно время прекратил ходить, а затем прибежит с узлом к Кузнецовым, от парадной двери в комнату Кузнецовых бегом, а у Кузнецовой тревога на лице, оглядывается по сторонам, глаза расширены, и моментально выпроваживает при закрытых дверях во вторую переднюю, чтобы жильцы не видели, или когда кто-либо другой из харбинских что-нибудь выносит из комнаты Кузнецовых, опять дверь от передней закрывают и еще караул поставят в лице Татаркина, как это было вчера при выпроваживании жилицы без прописки, харбинской знакомой. Кроме того, никогда не сообщают в домоуправление о приезжих с ночевками, так как нет никаких прав на въезд. Такая тактика наводит жильцов на подозрение – а проверить нет никакой возможности.

Между прочим у Кузнецова родная сестра М.И. – фамилию ее не помню – торговала всю жизнь в палатке на рынке в Горьком, затем, когда товара не стало, начала за товаром приезжать в Москву с другими подругами-торговками (накануне карточной системы), а и бедный студент, коммунист всегда с радостью принимал богатую сестру-торговку. Затем двоюродная сестра Кузнецова С.И. – торговка палатки на Тишинском рынке – не получила паспорта и была выселена из Москвы в г. Дзержинск как социально чуждый элемент, однако она по несколько раз в год приезжала и приезжает в Москву и заходит к Кузнецовым – принимают, не только не сообщают в милицию, но даже связи с ней не рвут, а дочь ее, под другой фамилией по мужу, приезжает не только в командировки, но и в отпуска гостить и никогда не прописывается. Все время НЭПа – Кузнецов православную пасху праздновал, пока его в квартире не отучили именно вмешиванием [121] в этот обряд, то Кузнецов С.И. постоянно отвечал: еще много верующих, и к их голосу нужно прислушиваться, а в данном случае семья верующая. Затем дома прекратил – у родственников встречал.

Из всего изложенного видно, что все поведение, вся тактика и психология Кузнецовых чужда звания не только коммуниста, но вообще честного советского патриота, на первом плане везде у него личное благо, и нашим и вашим, только чтобы для его и его семьи была польза. Некоторые жильцы только наблюдают, совершенно в его дела не вмешиваются, если бы хотели ему зло сделать, то давно об этом куда надо заявили, но от него отходят и с ним никакого дела не имеют.

Но дальше терпеть и отвечать за Кузнецовых, что у него ночуют без прописок неизвестно кто – невозможно.

Что касается Пашкина – он проживал с пропиской с 34 – го г. или 33-го, а затем обобрал Мельникову и ушел в якобы полученную им квартиру от НКВД за борьбу с троцкизмом, но когда пришла туда Мельникова и потребовала вернуть вещи с угрозой на него сообщить в НКВД, то через некоторое время Пашкин вернул ей кузнецовские вещи, а затем сам начал ходить, а через некоторое время и совсем перебрался, но я никак не могла допустить, чтобы он был в течение 2-х лет не прописан. Видно, угроза хорошо подействовала.

Меня интересует вопрос, имеет ли Пашкин разрешение на оружие, которое у него хотел одолжить Татаркин, чтобы пристрелить кота на чердаке.

Что касается Татаркина, то он был все время инвалидом I гр. и как будто старой армии, когда служил со мной в одной организации. Сейчас он инвалид гражд[анской] войны, получает пенсию 65 р., жена пенсионера – 75 руб. 4 ребят. Вся семья живет на 140 руб., работать он давно никуда не идет.

Еще в 24–25 г. хотели ему переменить группу, а он пришел домой и смеется. Я спрашиваю, в чем дело, а Татаркин отвечает – хотели группу переменить, да я так ахнул костылем врача, что теперь не переменят. Насколько правдоподобно – я не проверяла. Но как будто он с прошлого года II гр. В 24, 25 г. часто поступал на работу, получит спецодежду, смотришь, сбыл и на службу не показывается, а теперь не идет работать, хотя и семья большая – невыгодно, а много знает специальностей. Где-нибудь работает, то краску принесет, то гвозди, то еще чего-нибудь. То нет ни одного гвоздя, а то ящик в 20 кг с гвоздями, и сразу все это с квартиры исчезает. Последних несколько лет якобы на рыбную ловлю уезжает на ночь, на две, но в морозы в 25о приезжает без рыбы, а деньги есть, так что чем он существует с такой большой семьей – неизвестно и проверить трудно, человек свободный, исчезает незаметно и появляется, а то начинает ночью в квартире работать – встанешь и не знаешь, что думать. Кузнецовы и Мельникова помогают, но оставшимся питанием, то, что и все остальные жильцы.

В августе в 39-м г. на пятитонке был привезен в сарай нашей квартиры пиломатериал и рогожи, а в общий выходной приехала та же машина, с теми же людьми и куда-то вывезла материал, после этого появились деньги и как будто даже хорошо жил, позволял себе покупать яблоки, арбузы, помидоры, мороженое, в другое время этого не было.

25/IV-41 г. [Подпись] В. Дрессен

ЦА ФСБ. АУД Р-2187. Л. 33, 34. Машинопись.

Документ 6. Выписка из показаний Ю.В. Рудого

Выписка из показаний арестованного Рудного [122], Юлия Викентьевича, об участниках возглавляемой им японской диверсионно-шпионской организации на железнодорожном транспорте СССР. От 14/Х-1937 года [123]

… Кузнецов Степан Иванович.

Прибыл на КВЖД как работник Наркомзема для изучения соевых бобов. Бывший работник Наркомзема и именовал себя агрономом. Член партии. *Рассказывал, что его хорошо знает Муралов*. О каком Муралове шла речь, не знаю. Первое время работал в Земельном отделе КВЖД агрономом, а начиная с 1932 года был начальником земельного отдела. *По своим убеждениям ничего общего с большевизмом не имеет. При разговорах* на политические темы настолько путает, что *даже трудно определить, к кому он примыкает*. Во всяком случае, *считается с линией поведения троцкистов и правых, их поддерживает и, конечно, против генеральной линии ЦК ВКП(б)*. В Харбине было установлено, что соборный *звонарь является братом его жены*, с которым он поддерживал связи. Работал в земельном отделе дороги, по заданию Наркомзема он должен был выращивать семена соевых бобов, применительно к климатическим условиям указанных Наркомземом районов СССР. Хотя на это дело были затрачены большие деньги и послано было в СССР большое количество разных сортов семян соевых бобов, но мне известно, что очень немногие семена привились в СССР, а подавляющее большинство оказались негодными. Такая работа продолжалась в течение нескольких лет. *Кузнецов был окружен белогвардейскими научными работниками*, которые выполняли ему эту вредительскую работу. Кроме того, в распоряжении земельного отдела были лесные концессии, где производилась заготовка леса с большими расходами, руководство которыми было поручено некоему Борзе, белогвардейцу, японскому агенту. Кандидатура была выдвинута Кузнецовым, которого он рекомендовал как единственного человека, который может проникнуть в район концессий, где расположены шайки хунхунов.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию