История войны и владычества русских на Кавказе. Деятельность главнокомандующего войсками на Кавказе П.Д. Цицианова. Принятие новых земель в подданство России. Том 4 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 129

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Деятельность главнокомандующего войсками на Кавказе П.Д. Цицианова. Принятие новых земель в подданство России. Том 4 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 129
читать онлайн книги бесплатно

Энзели расположены на южном берегу Каспийского моря, ближе к западному углу и на совершенно низменной местности. Около самого города протекает река Пери-Базар, довольно глубокая для того, чтобы пароходы могли останавливаться у самого берега.

Энзели приморский порт Решта, главного города Гилянской провинции. Через Энзели пролегает прямой путь от берегов Каспийского моря к Тегерану. Гилянская провинция отличается «необыкновенною трусостью своих жителей, так что оттуда не берут вовсе рекрут для храброй персидской армии» [640].

Персияне были предуведомлены об угрожавшей им, с этой стороны, опасности, и русские нашли берег покрытым вооруженным народом и батареями, устроенными в узком проливе при входе в гавань.

Несмотря на то, командир эскадры, капитан-лейтенант Веселаго, отрядил три галиота для овладения портом. Первый из них, под начальством лейтенанта Певцова, прошел узкий пролив под огнем неприятеля, другой под начальством лейтенанта Чиляева неожиданно переменившимся ветром и течением прижат был к отмели, в самом узком месте пролива, против неприятельских батарей; третий же галиот, бывший позади второго, видя неудачу Чиляева, возвратился к эскадре.

При входе лейтенанта Певцова в порт устрашенные персияне, без сопротивления бросив батареи, устроенные по сторонам пролива, бежали на мелких судах (киржимах), оставив ему в добычу двухмачтовый шкоут, два палубных судна и восемь фальконетов [641].

Приехавшие на фрегат энзелинские армяне объявили, что Энзели пусты и все персияне из него удалились, и тогда 16-го егерского полка подполковник Асеев с несколькими егерями был отправлен на берег, на котором занял замок и селение.

Окружные деревни были пусты, а жители, захватив лучшее свое имущество, скрылись в горы, оставив свои жилища и скот во власти русских.

Командующий экспедициею генерал-майор Завалишин вытребовал от правителя Гилянской области надежного чиновника, с которым хотя и отослал к Баба-хану письмо князя Цицианова, но военных действий не прекращал.

1 июля 450 егерей, под командою подполковника Асеева, войдя в устье реки Пери-Базар на лодках и миновав камыши, высадились на оба берега и, подкрепляемые 4 вооруженными гребными судами, в продолжение трех часов мужественно выбивали штыками засевшего неприятеля за укреплениями и засеками, на пространстве трех верст, до города Пери-Базара, которым и овладели. Здесь генерал-майор Завалишин узнал, что неприятель собирается у Решта и что дорога, идущая от Пери-Базара к Решту, была укреплена засеками и испорчена поперечными рвами с уничтожением мостов. По сведениям, персияне собирались у Решта с целию одновременного нападения на Пери-Базар и Энзели, чтобы атаковать Завалишина и в то же время отрезать его отряд от судов.

Многочисленность неприятеля, густота леса и знакомство туземцев со всеми его проходами представляли полную возможность персиянам выполнить свои предположения.

Несмотря на то что дорога в Решт была почти непроходима и пролегала по густому лесу, на военном совете, собранном генерал-майором Завалишиным, положено было атаковать персидские войска, собранные у Решта в числе 7000 человек, и если будет возможно, то дойти до самого города, оставив в Пери-Базаре, для прикрытия себя, 150 человек в построенном для сего редуте. Прогнавши неприятеля, совет полагал в тот же день возвратиться в Пери-Базар, а оттуда в Энзели, где, укрепившись, делать поиски и ожидать ответа Баба-хана на письмо к нему князя Цицианова.

Устроив в Пери-Базаре небольшой редут, вооружив его снятыми с судов морскими пушками и оставив в нем гарнизон, Завалишин, 5 июля, с отрядом из 800 человек при трех орудиях, двумя каре двинулся к Решту. Семь тысяч персиян засело на этой дороге, узкой, непроходимой, за огородами, засеками и на деревьях. Русские шли неустрашимо; град пуль неприятельских осыпал их беспрестанно; лошади под орудиями были частью перебиты, а остальные пристали и не могли везти орудий; солдаты потащили пушки на себе, по кочкам и рвам; но вскоре ось под одним из орудий сломалась. Сопротивление персиян делалось с каждым шагом упорнее, отряд дошел до широкой канавы, на которой каменный мост был разрушен. Люди изнемогли, а с восьми часов утра до третьего пополудни отряд прошел только семь верст; до Решта же оставалось такое же расстояние. Войска остановились для отдыха у мечети. Перед ними лежала большая поляна, пересеченная глубоким и широким каналом. Летний зной, утомлявший непривычные к нему войска, заставил генерал-майора Завалишина подумать о дальнейших действиях.

Отряд растянулся и расстроился так, что к мечети пришло при знаменах не более 20 человек. Остальные люди были в разброде: кто тащил орудия, кто шанцевый инструмент, кто сухари, взятые с собою на четыре дня. Все это пробиралось поодиночке по весьма трудной и пересеченной местности. В отряде было до 40 человек убитыми и ранеными; под артиллериею не оставалось ни одной лошади; на людях было не более 25 патронов (из 60). Персияне не выходили на открытую поляну. Ожидая дальнейшего движения отряда, они скрывались по опушке леса и за каналом [642].

Идти далее не было возможности. Завалишин, давши солдатам с полчаса отдыха, велел отступать, а неприятель, ободренный нашим движением назад, произвел стремительную атаку. Картечь остановила стремление персиян и три раза рассеивала их толпы. Отряд возвратился в Пери-Базар, но как этот пункт не представлял никаких выгод, а скорее затруднение от негодной для употребления в пищу воды, то на другой день лагерь перенесен был в Энзели, и тут положено ожидать ответа Баба-хана.

С 14-го числа начались несносные жары, люди истомились в беспрерывных стычках с неприятелем; в отряде оказались болезни, и по 18 июня заболевших было 300 человек, а к 21-му числу более 500 человек. Оставаться долее на берегу значило подвергнуть весь отряд уничтожению, и потому начальник экспедиции перевел его на суда. Ответа от Баба-хана все еще не было, и генерал-майор Завалишин скоро узнал, что властитель Персии, отделив от себя шесть тысяч войск в Гиллянь, сам намерен был отступить от Карабага к Тегерану. Это известие уничтожало надежду на возможность заставить Баба-хана выполнить хотя одно из требований князя Цицианова, а между тем болезни значительно ослабляли отряд. При таких обстоятельствах Завалишин решился оставить Энзели, и 26 июля эскадра снялась с якоря и направила путь свой прежде к Ленкорани, а потом к Баку, куда и прибыли 12 августа [643].

«Баку также меня занимает, – писал князь Цицианов [644], – и весьма нужно, чтобы она наша была без хана, ибо это твари вероломные вообще».

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию