От Версаля до «Барбароссы». Великое противостояние держав. 1920-е – начало 1940-х гг. - читать онлайн книгу. Автор: Нина Владимировна Васильева, Виталий Богданов, Виктор Гаврилов cтр.№ 139

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - От Версаля до «Барбароссы». Великое противостояние держав. 1920-е – начало 1940-х гг. | Автор книги - Нина Владимировна Васильева , Виталий Богданов , Виктор Гаврилов

Cтраница 139
читать онлайн книги бесплатно

После начала Второй мировой войны и оккупации Германией Польши члены Балканской Антанты – Греция, Югославия, Румыния, Турция – объявили нейтралитет; Болгария и Венгрия также заняли нейтральную позицию и стали балансировать между двумя воюющими группировками с тем, чтобы выявить сильнейшую и присоединиться к ней. Созданное Германией после расчленения Чехословакии 14 марта 1939 года Словацкое государство (Словацкая республика), по существу, в тот же день потеряло свою независимость и стало марионеткой в руках нацистских покровителей. В отношении нейтральных малых стран Европы Гитлер придерживался следующей позиции, заявленной им в беседе с Чиано и Риббентропом 12 августа 1939 года в Оберзальцберге: «Вообще говоря, самое лучшее, что может случиться, – это ликвидация нейтралов одного за другим…» [1172].

Военно-политическое руководство Германии отводило Юго-Восточной Европе особую роль в качестве важного стратегического плацдарма для развертывания германских вооруженных сил и ее союзников для нападения на СССР, а также как источника сырья. Установление контроля над этим регионом для Германии было важно с точки зрения продолжения борьбы против коммуникаций Великобритании в восточной и юго-восточной части Средиземного моря, а также для создания стратегического трамплина для дальнейших завоеваний на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке.

Германское руководство поставило перед собой цель втянуть балканские страны в Тройственный блок, по возможности не прибегая к военной силе, а с помощью различных методов давления, экономического и политического нажима, использования существовавших между этими государствами взаимных территориальных претензий. Прежде всего, таких проблем, как конфликты между Югославией и Болгарией по македонскому вопросу, румыно-болгарские споры из-за Южной Добруджи, румыно-венгерские территориальные противоречия в связи с Трансильванией и пр.

Вместе с тем было бы упрощением принять точку зрения некоторых современных исследователей в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы, представляющих их в годы Второй мировой войны лишь «жертвами» гитлеровского диктата, вступившими в войну против СССР под сильным давлением нацистской Германии.

Основной опорой германской политики на юго-востоке Европы стала Румыния. Усиленное внимание к этой стране лидеры нацистской Германии стали проявлять до начала Второй мировой войны. Например, генерал К. Типпельскирх отмечал: «С тех пор как Гитлер в первый раз подумал о возможности войны против Советского Союза, Румыния стала для него плацдармом для наступления на восток» [1173].

Под давлением Германии правительство румынского короля Кароля II в марте 1939 года подписало германо-румынское экономическое соглашение, предусматривавшее развитие румынской экономики в тесной связи с интересами Третьего рейха, предоставившее ему «свободные зоны» в Румынии и преимущества в поставках румынской нефти, продовольствия и других видов сырья [1174].

После поражения Польши и начала «странной войны» у Румынии развеялись надежды на помощь западных держав. В правящей верхушке страны все меньше оставалось сторонников традиционной французской ориентации, усилилось влияние фашистской организации «Железная гвардия» и германофильского крыла, которое требовало «договориться» с Германией, пока «опасность большевизации со стороны России не угрожает будущему страны» [1175].

В январе 1940 года в Румынии под руководством германских советников был создан генеральный секретариат, установивший контроль над нефтедобычей. 28 мая 1940 года Румыния заключила с Германией «нефтяной пакт», по которому обязалась удовлетворить все германские требования на поставку нефти в обмен на оружие, захваченное немцами в Чехословакии и Польше [1176]. В конце мая румынское правительство направило в Берлин меморандум, в котором предлагало Германии «тесное сотрудничество не только в экономической, но и во всех прочих областях» [1177].

Поспешность, с которой происходило подчинение Румынии нацисткой Германии, не могла не вызвать обеспокоенность у советского руководства в связи с созданием угрозы безопасности у юго-западных границ СССР.

После поражения Франции усилилась активность СССР на Балканах. Этот регион все явственнее становился объектом столкновения противоположных советско-германских интересов. Придерживаясь нейтралитета СССР в войне и обязательств по советско-германскому договору, советское руководство стало предпринимать попытки по упрочению стратегических позиций в регионе, используя в первую очередь 3-й пункт секретного протокола, по которому «касательно юго-востока Европы» с советской стороны подчеркивался «интерес СССР к Бесарабии», а с германской стороны заявлялось о ее «полной политической незаинтересованности в этих областях» [1178]. Следствием этого, как известно, явилась мирная передача Румынией 28 июня 1940 года территорий Бессарабии и Северной Буковины Советскому Союзу.

Но это не означало, что Германия отказалась от своих экспансионистских планов в регионе Юго-Восточной Европы. Как сообщал советский полпред в Берлине А. А. Шкварцев, в передовой статье газеты «Националь цайтунг» в начале июля 1940 года прямо говорилось, что вопросы Юго-Восточной Европы «снова выдвигаются на передний план в результате советской активности» [1179]. 8 июля Шкварцев получил информацию из Берлина, что аннексия Бессарабии укрепила решимость Гитлера установить германскую гегемонию на Балканах и что германское верховное командование привлечено к разработке военных мер по претворению этого плана в жизнь [1180]. Внимание советской дипломатии привлекла встреча Риббентропа с Чиано, особенно в свете заявлений прессы, что «юго-восточный вопрос решается сейчас в Берлине» [1181].

В свою очередь 29 июня 1940 года на совещании у короля была подтверждена позиция румынского правительства о присоединении к государствам «оси». 2 июля Румыния отказалась от английских гарантий, данных Румынии в апреле 1939 года.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию