Главный противник. Тайная история последних лет противостояния ЦРУ и КГБ - читать онлайн книгу. Автор: Милтон Бирден, Джеймс Райзен cтр.№ 91

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Главный противник. Тайная история последних лет противостояния ЦРУ и КГБ | Автор книги - Милтон Бирден , Джеймс Райзен

Cтраница 91
читать онлайн книги бесплатно

Это было просто и в то же время очень эффективно. Минометный расчет ночью проникал в район заранее выбранной со спутника цели и развертывал боевую позицию на расстоянии примерно восьми тысяч ярдов от нее. Затем минометчики с помощью спутникового приемника системы GPS [63] определяли свое точное местонахождение и вводили эти данные в компьютер, который выдавал им точные параметры для наводки: азимут и возвышение — так, чтобы поразить цель с первого выстрела.

Минометчики присоединяли к миномету специальный «модуль поиска севера» и выставляли азимут в соответствии с данными компьютера, чтобы миномет был направлен точно на цель. Расчеты позволяли учесть снос ветром и обеспечить поражение цели с первого выстрела. Эта, на первый взгляд, сложная для непосвященных процедура стрельбы быстро осваивалась моджахедами, возглавлявшими минометные расчеты. В теории, которая подтверждалась полевыми испытаниями, новая система спутникового наведения дала большой выигрыш повстанцам, которые таким образом выводили свои минометы прямо к цели, не заботясь о достижении внезапности. Подготовка минометных расчетов проводилась в октябре, а в конце ноября первые расчеты отправились в долину Кунар.

Чагасарай, Афганистан. 22 ноября 1987 года, 22:35

Долина Кунар — одно из самых живописных мест в Восточном Афганистане. Быстрая река Кунар проходит через цепь ущелий, представляющих собой захватывающее зрелище, с отвесными стенами, поднимающимися на тысячи футов к поросшим соснами плато. Вдоль реки тянутся заросли тюльпановых деревьев, вишен, абрикосов; иногда попадаются переброшенные через ущелья подвесные мосты из веревок и досок, служащие единственной переправой через реку в суровые северные районы Пакистана.

Батальон спецназа, расквартированный в Чагасарае, примерно на полпути к Джелалабаду, в течение нескольких лет беспрепятственно перехватывал караваны на партизанских тропах из соседнего Пакистана. Сегодня ночью ситуация изменится.

Совместная группа пакистанских и афганских боевиков ночью переправилась через реку, ведя с собой четырех мулов, нагруженных стволами тяжелых испанских минометов, опорными плитами, боеприпасами и толстыми асбестовыми одеялами, предназначенными для упаковки раскаленных после стрельбы стволов минометов и их эвакуации на мулах. Караван прошел незамеченным и выбрал позицию, находящуюся примерно в восьми тысячах ярдов от места дислокации гарнизона спецназа.

Развернув минометы в точном соответствии с тем, как учили, расчет определил свое местонахождение по системе GPS и выставил азимут и возвышение минометных стволов. Убедившись, что все сделано правильно, минометчики опустили в стволы тяжелые заряды и, натянув спусковые шнуры, напряженно застыли в ожидании команды. Как только в 22:30 прозвучала команда, они дернули за шнуры, и все вокруг взорвалось подобно аду.

Три миномета выстрелили, как им было положено, но четвертый взорвался, убив двух членов боевого расчета, еще один получил серьезное осколочное ранение в челюсть. Толком не поняв, что произошло, командовавший экспедицией офицер приказал демонтировать минометы и погрузить их вместе с убитыми и раненым на мулов для спешного отход в Пакистан.

Лагерь Оджри. 29 ноября 1987 года, 10:20

На следующий день я встретился с пакистанскими партнерами в надежде узнать, что же произошло. Настроение у всех было скверное. Первая мысль, пожалуй, самая далекая от истины, заключалась в том, что холодная погода и большая высота в долине Кунар как-то способствовали выявлению в стволе миномета дефекта, вызвавшего несчастный случай. Но мы отбросили такой вариант и в конце концов решили погрузить минометы на пакистанский военный самолет на аэродроме Чаклала и переправить их в США для испытаний. Тем же рейсом мы отправили на лечение раненого минометчика — ему почти оторвало челюсть, и на протяжении всего пути на мулах в Пакистан он придерживал ее своим тюрбаном. По словам пакистанского офицера, раненый ни на что не жаловался.

В ходе армейских испытаний в США постарались в точности воспроизвести условия, в которых произошел инцидент в долине Кунар, но все прошло нормально. Тогда заподозрили самое логичное — принципиальную ошибку, совершенную во время подготовки к стрельбе, которую минометчики зовут «двойным зарядом». Проверяя эту версию, зарядили один миномет двойным зарядом и произвели выстрел. Как и ожидалось, ствол миномета разорвало точно так, как это случилось в долине Кунар. Сомнений не было — слишком ретивый минометчик зарядил свой миномет дважды. За ошибку он заплатил своей жизнью.

Результаты испытаний были встречены всеми с облегчением. Руководивший операцией пакистанский офицер знал минометы, знал реалии боевых операций, и у него результаты американских испытаний не вызвали сомнений. Не падая духом, он, как только было дано разрешение на возобновление использования 120-миллиметровых минометов, 15 декабря снова отправился в экспедицию против той же цели. Несмотря на нежелание возвращаться к прежней цели, вторая экспедиция увенчалась полным успехом.

Минометчики снова выдвинулись под прикрытием темноты на дистанцию примерно восемь тысяч ярдов от гарнизона в Чагасарае, развернули свои минометы, определили позицию по системе GPS и, установив соответствующие азимут и возвышение, открыли огонь, который застал батальон спецназа врасплох. Советы никогда так и не поняли, что произошло. Они попытались открыть огонь по огневым точкам, но поразили собственную охрану. Моджахеды делали один залп за другим, намного превышая безопасное время пребывания на огневой позиции, пока не израсходовали весь боезапас. Потом они завернули стволы минометов в асбестовые одеяла, погрузили их на мулов и еще до наступления рассвета возвратились в Пакистан.

Днем, когда взошло солнце, спутник КН-11 прошел над гарнизоном спецназа в Чагасарае и сделал серию снимков разрушений, произведенных с помощью нового оружия. Когда 10 дней спустя я показал эти снимки пакистанцам и афганским командирам, эффект налета был ясно виден. Так же, как на снимках до и после налета на склад боеприпасов в Карге в августе 1986 года, на первых были видны целые деревянные бараки, аккуратно запаркованные транспортные средства батальона и другие признаки военного объекта, расположенного вдоль реки Кунар. На снимках, сделанных после обстрела, были видны сгоревшие остовы зданий, рассеянные и сгоревшие автомашины и несколько новых неповрежденных машин, принадлежавших советской армейской команде, прибывшей на следующий деньдля расследования инцидента.

Эта атака оказала особое влияние на настроение повстанцев. Для войны, которая в большей степени характеризовалась оборонительными операциями и действиями из засад, чем наступательными действиями против основных сил Советов, разгром гарнизона в Чагасарае знаменовал качественное изменение в том, как Сопротивление вступило в бой с 40-й армией. Несмотря на то что успех этой операции ни разу не удалось повторить с такими же драматическими результатами, эта минометная атака явилась одним из событий, которое ускорило принятие Советами решения об уходе из Афганистана. К концу 1987 года даже самые отъявленные скептики в Вашингтоне убедились, что Москва была готова уйти.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию