История войны и владычества русских на Кавказе. Георгиевский трактат и последующее присоединение Грузии. Том 3 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 59

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Георгиевский трактат и последующее присоединение Грузии. Том 3 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 59
читать онлайн книги бесплатно


Волнение, произведенное на линии Шейх-Мансуром в 1785 году, не позволило генералу Потемкину приступить согласно воле императрицы к открытию Кавказского наместничества. Лес, заготовленный для присутственных мест и генерал-губернаторского дома, был или сожжен, или разграблен, и, хотя взамен его доставлялся новый из Астрахани, постройка, начатая 20 ноября, при всех усилиях могла быть окончена не раньше января 1786 года [338].

По указу императрицы Екатерины II Сенату, Кавказское наместничество составлялось из двух областей – Кавказской и Астраханской. В первую должны были войти Екатериноградский, Кизлярский, Моздокский, Георгиевский, Александровский и Ставропольский уезды, во вторую – Астраханский, Красноярский, Енотаевский и Черноярский, отчисленный из Саратовского наместничества. «Городу Екатеринограду, – говорится в указе [339], – быть губернским; Астрахань же до будущего нашего соизволения долженствует остаться областным городом. А в прочем постановление о границах Кавказского наместничества с прикосновенными к нему возлагаем на соглашение наших генерал-губернаторов и правящих ту должность».

Полагая единственным средством к обузданию горцев введение среди населения цивилизации и правильных понятий о гражданской жизни, Екатерина поручала генералу П.С. Потемкину заводить исподволь города поблизости от подгорных народов, подданных России. «Мы удостоверены, – писала императрица [340], – что в краткое время и сами они ощутят пользу из сего заведения и найдут собственную их выгоду в причислении их под управление, нами учрежденное, участвуя в оном выбором судей по званию и состоянию их. Но для сего нужно, чтобы они в торге, промыслах и прочих позволенных упражнениях имели полную свободу и чтобы военные и гражданские начальники не стесняли их в том ни под каким видом, но паче всяким благодеянием и помощью их подкрепляли».

В большей части городов Кавказского наместничества существовало исключительно военное управление, но теперь признано было более удобным применить к этим городам изданное в апреле 1785 года «Городовое положение». Генерал-поручику Потемкину поручено было объявить о позволении всем сходящим с гор явиться в Кавказскую губернию, и если число армян будет значительно, то основать для них особый город. Для связи Кавказской линии с Грузией была построена еще в 1784 году крепость Владикавказ на Тереке, при входе в ущелье Кавказских гор и затем по пути к Моздоку возведены редуты – Потемкинский на Тереке близ Татартупа, Комбелейский на реке Комбелея и Григориопольский у Малой Кабарды. Далее, на правом берегу Кубани, было построено укрепление Преградный Стан и при устье У руна – укрепление Прочный Окоп. Для усиления поселений на линии императрица приказала селить там отставных солдат, выдавая им пособие от казны по 20 рублей на двор. 14 июля 1785 года был обнародован манифест, по которому дозволено было селиться в Кавказской области всем желающим и иностранцам. Последним было обещано свободное отправление религии, предоставлены права наравне с русскими подданными с освобождением на б лет от государственных податей. Если бы по прошествии льготных лет поселенцы пожелали возвратиться на родину, то могли сделать это беспрепятственно, заплатив только трехлетнюю подать. Одновременно с этим приступили к раздаче свободных земель частным лицам, и с 1784 года на Кавказской линии появились имения князя А.А. Вяземского, графа (впоследствии князя) А.А. Безбородко, графа А.Р. Воронцова, графа И.Г. Чернышева и др.

В конце декабря 1785 года всем кубанским мурзам, кабардинским и кумыкским владельцам, как подданным России, было разослано приглашение явиться в Екатериноград на торжество по поводу открытия Кавказского наместничества [341]. К 15 января съехалась большая часть чинов, назначенных в состав правления, собралось до ста дворян и более 40 горских князей и владельцев.

Утром 17 января все они и офицеры собрались в доме правителя, и, когда П.С. Потемкин, приветствуя собравшихся, объявлял о предстоящем завтра открытии наместничества, по улицам города разъезжал городничий и возвещал то же самое народу. Сопровождаемый конвоем из одного унтер-офицера и 12 рядовых, при звуках труб и литавр он объявлял жителям о предстоящем торжестве «с беспрестанным восклицанием: «Виват Екатерина!»

В шесть часов утра в воскресенье 18 января 1786 года сто один выстрел дал знать жителям о начале торжеств. Немногочисленное еще в то время дворянство и все служащие собрались у правителя наместничества, откуда в сопровождении горских князей отправились в зал дома присутствия, в глубине которого виден был стоящий на возвышении портрет императрицы. Здесь они ожидали прибытия генерала Потемкина, который приветствовал представителей края особой речью [342].

«Глас трубный, – сказал он, – и пушек гром возвестили в стране сей торжество. Великолепное приготовление, здесь видимое, знаменует, что посвящен день сей на славословие бессмертной делами великой Екатерины, нашей лучшей самодержицы. Едва умолкнул гром оружия, потрясавший горы Кавказские, едва удержан меч, карающий врагов, и с восстановлением тишины открывается новое зрелище, благоденствие народу обещающее. Многочисленное собрание разных наций, предстоящее пред престолом славою, победами и щедротами сияющей Екатерины, готовится принять благодатное ее учреждение. Все пределы пространной империи Российской вкушают уже плоды народо-матернего сего узаконения. Вы ныне равное с другими вкусите блаженство; вы увидите, что любовь ее к подданным есть первым основанием, а благосостояние народное – главным ее предметом. Всевышний Царь царей, благословляя намерения возлюбленной благодетельницы человечества, увенчал успехами учрежденное ею благоустройство. Мы, внимая священной ее воле и зная цену истинного блага, от щедрой руки даруемого, имеем долг начать сие торжество излиянием Вседержителю Богу сердечных молитв, дабы Всемогущий Господь, милующий Россию, излиял все небесные благости и высочайшие намерения более и более успехами венчал».

Собравшиеся отправились в церковь, где выслушали проповедь преосвященного Антония, и должностные лица приняли присягу. Церемония произвела сильное впечатление на горских князей, смотревших с удивлением на все происходящее.

Не понимавшее русского языка и чуждое европейским понятиям, туземное население не могло принять непосредственного участия в управлении и, подобно прочим губерниям, иметь должностных лиц по выбору, но, чтобы сблизить его и ознакомить с порядками администрации, было выбрано в члены нижнеземских судов по два человека из местных в Кизлярский и Ставропольский уезды и один в Моздокский [343]. Генерал Потемкин просил А.А. Безбородко приказать перевести на армянский, татарский и грузинский языки учреждение о губерниях и доставить переводы к нему [344].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию